Цифры не врут: Рынок госзакупок зарегулировали до коллапса

Цифры не врут: Рынок госзакупок зарегулировали до коллапса
30/03/2017 09 : 00

На восстановление потребуется несколько месяцев.

Избыточное регулирование сферы госзакупок со стороны государства и сбои в работе официального сайта Единой информационной системы (ЕИС) отразились в статистике. В январе-феврале 2017 г. стоимость объявленных конкурсов уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года примерно на треть.

 

По данным Ассоциации Участников Закупок (АУЗ), в январе-феврале 2017 г. число лотов государственных заказчиков, работающих по 44-ФЗ, сократилось на 31%, а их суммарная стоимость – на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Число конкурсов, объявленных коммерческими заказчиками в соответствии с 223-ФЗ, снизилось на 4%, а объем выделенных на них средств – на 31% по сравнению с январем-февралем 2016 г.

 

В АУЗ уточняют, что основу этой статистики составляют данные портала госзакупок. Кроме того, ассоциация использует и предоставленную ей информацию коммерческих торговых площадок. В начале 2017 г. аналитики АУЗ обратили внимание на то, что размещенные в ЕИС сведения выглядят непривычно. Как выяснилось, это было вызвано тем, что данные о военных заказах, размещенных как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ, были выведены на отдельную площадку и скрыты. Именно исчезновением дорогостоящих военных лотов и объясняется то, что стоимость заключенных по 223-ФЗ контрактов "просела" существенно больше, чем их количество. Однако, есть и другие причины.

 

"В январе-феврале ЕИС сбоила, в ней невозможно было размещать извещения, – комментирует Т94 Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям. – Что касается ФГУПов, то они хорошо законтрактовались в ноябре-декабре 2016 года перед переходом на 44-ФЗ, что привело к очевидному спаду объемов закупок в январе-феврале".

 

По данным Министерства экономического развития РФ, с начала года планы госзакупок не могли разместить в Единой информационной системе более 180 тыс. организаций. Причиной тому – вступившие в силу с 2017 г. новые требования, в соответствии с которыми ведомства должны предоставить планы закупок на три года. При этом для региональных заказчиков согласование новых планов требует не менее пяти подписей.

 

Также госорганизации для размещения информации о закупках должны сопоставить шесть видов информации – планы, планы-графики, извещения и пр. Контроль за этим был возложен на Федеральное казначейство. Для 3,3 млн контрактов это можно сделать только автоматически.

 

"Проблемы возникли у организаций, размещающих заказы на ЕИС. Остальные площадки работали в штатном режиме", – рассказал Т94 Андрей Бойко, коммерческий директор В2В-center. Причиной сложившейся ситуации, по словам эксперта, стали проблемы на портале госзакупок – с введением казначейского контроля закупки не могли быть размещены на портале до того, как Федеральное казначейство проверит документацию. Этот процесс не удалось вовремя автоматизировать, в связи с чем большинство заказчиков просто не смогли начать закупочные процедуры. Немаловажную роль сыграло также и то, что многие организации, не желая быть первыми, ждали, пока новая процедура размещения заказов будет отработана другими.

 

В 2016 г. к закону о госзакупках было принято около 70 подзаконных актов. Очевидно, что их исполнение вызывает сложности. По мнению Льва Алина, заместителя директора компании МЭЛТОР, 44-ФЗ изначально написан "под заказчика", и в нем много лазеек, которыми успешно пользуются, чтобы выйти из конкурентного поля. "В кризис 2008 года, когда действовал 94-ФЗ, компании, работающие на рынке госзакупок, чувствовали себя более-менее стабильно, было больше крупных выигрышей, от миллиона и больше, – рассказал он Т94. – Сразу после принятия 44-ФЗ ситуация изменилась, предел выигрышей установился на отметке до одного миллиона рублей. Я говорю про честных поставщиков, которым пережить сегодняшний кризис стало гораздо сложнее. Участились случаи, когда заказчик отклоняет десять или более заявок и оставляет одну с максимально возможной ценой или прописывает заведомо невыполнимые условия исполнения контракта. Это касается как самого контракта, а именно условий поставки или оплаты, так и технического задания".

 

20 марта 2017 г. премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому заказчикам было возвращено право размещать информацию о закупках в ЕИС до получения одобрения от Федерального казначейства. Казначейский контроль должен вернуться на рынок 1 января 2018 г. для федеральных контрактов и 1 января 2019 г. – для региональных и муниципальных. В АУЗ считают, что ситуация выровняется не раньше апреля, эксперты Т94 уточняют: скорее всего, к середине года.

 

Сейчас в ЕИС содержится информация о 637 511 конкурсах по 44-ФЗ, на сумму 1 007 549,7 млн руб., и о 281 377 лотах по 223-ФЗ, на сумму 4 544 575,5 млн руб.

 

Автор: Наталья Рудычева

новости по теме

ФАС запретили судить о взаимозаменяемости лекарств

Ведомство не в первый раз превышает полномочия

Чиновникам могут вернуть дорогие подарки

Но презенты должны быть из "своих" промыслов

Госзакупки иностранного телеком-оборудования могут ограничить

Рынок не готов к тотальному импортозамещению

Конфликт интересов: родственников заказчика отстранят от закупок

Друзей и бывших супругов запрет не коснется

спецпроекты

Наши партнеры