Закупки в одни руки: Минфин ответит за госторги

Закупки в одни руки: Минфин ответит за госторги
10/03/2017 08 : 09

МЭР больше не регулирует контрактную систему.

Стало известно, что Министерство экономического развития РФ передаст в июле функции по контролю за госзакупками Министерству финансов РФ. В частности, Минфину перейдет регулирование Единой информационной системой (ЕИС) госзакупок. Эксперты Т94 сошлись во мнении, что такая расстановка и передача всех функций в одни руки только к лучшему. Главное – чтобы длительная процедура передачи полномочий не затормозила процесс развития контрактной системы.


Сейчас все права по регулированию в сфере госзакупок сосредоточены в руках Минэкономразвития.Новый проект постановления Правительства РФ передает полномочия Минфину с 1 июля. Если раньше речь шла только о передаче ЕИС, то теперь Правительство намерено закрепить за Минфином всю систему госзакупок. "То, что появится один централизованный регулятор – это хорошо. Но учитывая сложность задач, справиться им будет не просто", – подчеркивает Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям.


Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих Академии при Президенте РФ, напомнил, что система госзакупок с 2014 г. контролируется Минэкономразвития, Федеральной антимонопольной службой, Минфином, Федеральным казначейством и Федеральной службой финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор). Из года в год функции контролирующих органов передавались. Вначале Росфиннадзор передал полномочия Федеральному казначейству, которое в свою очередь находится под ведением Минфина. Теперь МЭР передает функции контроля за госзакупками и ЕИС Федеральному казначейству.


"Можно говорить о централизации всех полномочий от планирования бюджета до исполнения госконтрактов в одном федеральном ведомстве – Минфине. В итоге регулятором будет Минфин, а контролером – ФАС. Такая расстановка приведет к снижению количества согласований и повышению оперативности принятия решений при изменении каких-либо законодательных норм.Бюджетные расходы станут в целом эффективнее", - рассказал Т94 Николай Баранов.

 

В многочисленных передачах полномочий от одних министерств и ведомств к другим есть как плюсы, так и минусы, считает Илия Димитров, директор Ассоциации электронных торговых площадок. По его словам, пока рано говорить о последствиях смены регулятора. Однозначно, на работу электронных торговых площадок это никак не повлияет. "ЭТП как институт показали свою эффективность, в том числе, с точки зрения госуправления. Они сегодня качественно работают независимо от регулятора", - подчеркнул эксперт.


Передача регулирования контрактной системы Министерству финансов не повлечет каких-либо кардинальных изменений в отрасли, считает и Денис Патрунин, заместитель генерального директора по правовым вопросам B2B-Center. "Принципиальной разницы в том, какое ведомство будет заниматься контролем, мы не видим. Особенно, если вся команда экспертов профильного департамента Минэкономразвития перейдет в Министерство финансов", - говорит Денис Патрунин. О том, что штат профильного департамента по развитию контрактной системы Минэкономразвития будет переведен полностью в Минфин, речи пока нет. При этом в Правительстве говорят о том, что сотрудники МЭР могут переходить в Минфин в индивидуальном порядке, но это будет зависеть от того, какие штатные единицы потребуются Минфину. Сложная и длительная процедура передачи полномочий может затормозить процесс развития контрактной системы в ближайшей перспективе, предупреждает Денис Патрунин.


Впрочем, в интересах МЭР передать быстро свои полномочия, так как нагрузка на ЕИС будет с каждым месяцем увеличиваться. В целом, эксперты сходятся во мнении, что после наделения Минфина полномочиями регулятора, возрастут контрольные функции за ЕИС. В таком случае, системой станет проще управлять, потому что в руках Минфина окажется весь контрольный механизм за расходованием бюджетных средств отмечает Дмитрий Сытин, генеральный директор электронной торговой площадки "ТЭК-Торг". При этом есть опасения, что контрольных функций может стать слишком много. "Важно, чтобы основная функция ЕИС – предоставление полной и открытой информации для рынка– не стала вторичной", – говорит Дмитрий Сытин. Он также добавил, что пока не ясно, как повлияет смена регулятора на рынок электронных площадок. Все будет зависеть от позиции Правительства и нового министра, которого назначат куратором закупок в Минфине. Основной тренд, который сейчас есть на рынке, – сокращение количества площадок и реформирование 44-ФЗ, – сохранится.


"Передача контроля за госзакупками Министерством экономического развития Минфину выглядит логично, а централизация в одном исполнительном органе улучшит работу всей системы. Задача повышения эффективности закупок идет параллельно формированию бюджета, за который ответственен Минфин. У нового регулятора контрактной системы будет прямая заинтересованность в правильном расходовании бюджетных средств при организации госзакупок.Это повысит общую эффективность и прозрачность работы, - комментирует Т94 Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. – Министерство экономического развития, в первую очередь, было ответственно за развитие 44-ФЗ. Сегодня закон о контрактной системе называют жестким, но в нем практически все систематизировано и учтено. Теперь необходимо обеспечить контроль за его качественным исполнением. Минфину удастся это сделать лучше, нежели другим ведомствам".

Эксперт также считает, что теперь все усилия Минэкономразвитияпо совершенствованию системы закупок будут направлены на 223-ФЗ, который еще нуждается в серьезных доработках. В самом министерстве на этот счет чиновники комментариев пока не дают.


Для справки: 
Вся внутриведомственная документация будет разработана Минфином до 1 июля. А уже до 31 марта на рассмотрение в ГосдумуРФ должны быть внесены все необходимые проекты постановлений об изменении положений двух министерств.
Автор: Ангелина Жукова. 

новости по теме

Поправки к законам о закупках:

шаг вперед, два назад?

Ко всеобщей выгоде:

как Москва экономит 25%, закупаясь у производителей

Зарегулировали:

в низкой прозрачности закупок виноват гиперконтроль?

Запрет на люксовые авто отклонен

Но купить их чиновники не смогут

спецпроекты

Наши партнеры