Игра без правил: Закупки госкомпаний остаются неконкурентными

Игра без правил: Закупки госкомпаний остаются неконкурентными
31/01/2017 08 : 51

Министерство экономического развития РФ в очередной раз признало, что нормы 223-ФЗ не в состоянии обеспечить информационную открытость торгов, развитие добросовестной конкуренции, а также доступность закупок для субъектов малого бизнеса. Так ли это на самом деле, рассказали эксперты Т94.

 Сейчас МЭР завершает подготовку мониторинга применения 223-ФЗ по итогам 2016г. С его результатами можно будет ознакомиться уже в ближайшее время на сайте министерства. Но вот что удалось узнать Т94. Выводы из года в год мало чем отличаются. Как в 2015г., так и в 2016г. большая часть закупок проводилась неконкурентными способами. К таким МЭР относит закупки у единственного поставщика (36% от общего числа закупок) и закупки с применением "иных способов" (59%).По словам Дмитрия Сытина, генерального директора электронной торговой площадки "ТЭК-Торг", еще в конце прошлого года Федеральная антимонопольная служба РФ неоднократно заявляла, что 98-99% всех закупок являются неконкурентными. Однако, замечает эксперт, ФАС не пытается разобраться в пресловутых "иных способах". "В некоторых компаниях просто один и тот же способ закупки называется по-разному. Так, "запрос котировок" равно "запрос цен", принципиальных отличий в них нет. При этом подобным образом проводятся двухзначные проценты закупок компаний. Этот и другой способы конкурентные", - подчеркивает Дмитрий Сытин.

Количество "иных способов" закупок, проводимых заказчиками, увеличилось в 2016г. на 983 способа. Как и прежде, в министерстве считают, что отсутствие в 223-ФЗ требований к способам закупок привело к тому, что заказчиками применяется все больше способов определения поставщика (более 4,48 тыс.), которые, в том числе, маскируют закупки у единственного поставщика.Но, по словам Андрея Бойко, коммерческого директора B2B-Center, исчерпывающий перечень конкурентных способов закупок не нужен. На самом деле, по его мнению, реально существуют только пять способов закупок. Все остальные – их производные, которых не было бы, если бы заказчикам не дали возможность самостоятельно вводить наименование типа закупочной процедуры. "Не надо ограничивать способы, меняя при этом законодательство. Под таким ограничением мы подразумеваем не сокращение числа способов, а ограничение возможностей заказчиков при проведении закупочных процедур", - замечает Андрей Бойко.

 

Эта ситуация из года в год остается неизменной из-за лоббирования интересов госкорпораций и компаний с госучастием, поясняет Ярослав Вахитов, руководитель проекта МЭЛТОР (Мастер электронных торгов): "Под разными предлогами все остается как есть - большинство закупок проводится у единственного поставщика, плавно перетекая в "прочие виды" закупок. Открыть доступ к этому рынку субъектам малого и среднего бизнеса пытается сейчас Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (Корпорация МСП), которая фиксирует рост конкуренции в закупках 223-ФЗ и даже перевыполнение квот для малого бизнеса. Другой вопрос - кто реальные бенефицианты этого малого бизнеса".

 

По словам Сергея Фахретдинова, руководителя комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний, участие в закупках по 223-ФЗ для малого и среднего бизнеса в несколько раз сложнее, чем в закупках по 44-ФЗ. У бизнеса и компаний с государственным участием отсутствует объективная информация о деятельности и возможностях взаимодействия. Отсутствует также и обмен технологиями и инновациями между бизнесом и госкомпаниями. Предприниматели не знают, как и по каким принципам работает Единый реестр субъектов МСП и как его применять во взаимодействии с госкомпаниями.

 

Чтобы преодолеть эти проблемы, Сергей Фахретдинов предлагает повысить эффективность реализации программ партнерства компаний с государственным участием и инфраструктурных монополий с субъектами МСП. "В программах партнерства госкомпаний и МСП должна быть предусмотрена упрощенная система аккредитации и сертификации продукции, которая применяется в рамках одной отрасли. Также в программы партнерств госкомпаниям следует обязательно включать дополнительную преференцию – 30% авансирование. Кроме того, необходимо развивать проекты кластерного взаимодействия госкомпаний с бизнесом – создавать промышленные кластеры и индустриальные парки на производственных площадках госкомпаний, создавать условия для размещения там бизнеса, который будет производить продукцию, необходимую заказчику", - поделился с Т94 Сергей Фахретдинов.

 

Пока же, при отсутствии системы постоянного взаимодействия бизнеса и госкомпаний, в секторе закупок по 223-ФЗ практически отсутствует конкуренция – на конкурентную закупку приходят один, в редких случаях два участника. Одновременно продолжает расти процент неконкурентных закупок у  единственного поставщика, что ведет к отсутствию экономии. "Надеемся, что меры, которые предпринимает Корпорация МСП, будут способствовать изменению ситуации, созданию конкурентной среды, и устранению не только административных, но и психологических барьеров для участия МСП в закупках госкомпаний", - подчеркнул Сергей Фахретдинов.

 

Согласно данным МЭР, в 2016г. не изменилась и ситуация с эффективностью закупок госкомпаний, она осталась низкой. В конце прошлого года даже Счетная палата РФ зафиксировала относительную экономию по закупкам госкомпаний в 1,8%, или 258 млрд руб. По данным министерства, сэкономленные суммы близки, но объемы закупок, по результатам которых была получена экономия, - несопоставимы. Впрочем, нельзя однозначно сказать большой это процент или нет, считает Андрей Бойко. Например, если система закупочных процедур в компании выстроена хорошо и качественно, то 1,8% экономии – это много. А если закупки проводятся систематически плохо, то этот процент эффективности– ничтожно мал. "При этом для некоторых частных организаций 2% экономии – это уже много, а некоторые вовсе не заинтересованы в экономии", - замечает Андрей Бойко. По его словам, эффективность закупок компании в большей степени зависит от уровня образования ее специалистов в этой области. Сейчас большинство пытается соблюдать законодательство, но не у многих это получается в силу юридической безграмотности. Как правильно проводить закупки и действовать в рамках закона, практически нигде не учат. Андрей Бойко рассказал Т94, что первая заповедь специалистов по закупкам касается как раз закона – "ненарушай". Причем им неважно, что и у кого купить, главное – соблюсти закон и купить что-нибудь. "Эффективность, по большому счету, им безразлична, - комментирует Андрей Бойко. – Контролируют и проверяют ведь заказчиков не за эффективность, а за исполнение законодательства и экономию". По словам эксперта, на торгах зачастую происходит подмена понятий – эффект и эффективность. Так, при использовании электронных аукционов заказчик добивается эффекта снижения цены, но не эффективности в закупках, потому что все силы направлены на выполнение законодательства и снижение цены, а товар при этом приобретается некачественный. Эффективность же складывается из целого ряда параметров – условия оплаты, сроки гарантий, качества и цены продукции.

 

Эксперты сошлись во мнении, что основные проблемы применения норм 223-ФЗ сводятся не только к отсутствию исчерпывающего перечня конкурентных способов закупок и большому количеству операторов электронных площадок, как считает министерство. Игроки рынка в большинстве своем не видят проблем у существующей редакции закона. Дело больше в актах, которые издаются в продолжение закона, они как раз и вызывают трудности у заказчиков.

 

 

Для справки:

Общий объем контрактов, заключенных заказчиками в рамках 223-ФЗ,вырос в 2016г. на 11%, - до 21,1 трлн руб. с 18,9 трлн руб. в 2015г.

Госкомпании и другие заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с нормами 223-ФЗ, разместили в Единой информационной системе (ЕИС) более 1,5 млн извещений о закупках на общую сумму 25,7 трлн руб. При этом общий объем заключенных контрактов составил 21,1 трлн руб. На конец 2016г. в ЕИС в качестве заказчиков было зарегистрировано 86,4 тыс. организаций (223-ФЗ и 44-ФЗ). Из них 8,5 тыс. не провели ни одной закупки.

Автор: Ангелина Жукова.

 

новости по теме

МСП проверят на аффилированность

Часть квоты закупок у МСП достается крупным компаниям

Электронных аукционов может стать намного меньше

В Госдуме предложили ограничить их число

спецпроекты

Наши партнеры