На фронте ждут перемен: Законодательство должно быть доработано в отношении госкомпаний

На фронте ждут перемен: Законодательство должно быть доработано в отношении госкомпаний
09/01/2017 08 : 36

В 2017 г. не стоит ждать резкого увеличения конкурентных процедур или более честных торгов. Игроков рынка ждет огромная работа, которая должна быть направлена на своевременное и динамичное развитие госзаказа. Об этом Т94 рассказала руководитель проекта Общероссийского народного фронта "ЗА честные закупки" Анастасия Муталенко.

 - Не так давно ОНФ отчитался о работе за все три года своего существования. А какие итоги подвел проект "ЗА честные закупки", чего удалось достичь за это время?

- Мы прошли путь от простого мониторинга сомнительных закупочных процедур, торгов государственным и муниципальным имуществом до экспертного анализа реализации масштабных инфраструктурных проектов и законодательных инициатив. С 2013 г. благодаря работе наших активистов в общей сложности отменены и устранены нарушения в 781 сомнительной закупке на сумму 231 млрд руб.При этом на закупках предметов роскоши, автомобилей, чартерных перелетов и дорогой мебели удалось сэкономить почти 20 млрд руб. За время работы проекта проведены многочисленные семинары, антикоррупционные форумы на различных площадках. В целях образовательной деятельности активистов ОНФ выпущена "Серая книга" – это пособие для выявления сомнительных закупок, которое обобщило в себе коррупционные схемы и опыт расследования активистов проекта.

 

- Почему в госзакупках необходим общественный контроль?

 

- В прошлом году по 44-ФЗ и 223-ФЗ было опубликовано более 4 млн извещений. Разве контролирующие органы способны проверить весь объем информации? Конечно, нет. Общественный контроль в области закупок гораздо более мобильный и широкий. Мы помогаем не только контролирующим органам, но и заказчикам. Например, быстро отреагировав на замечание активиста, заказчик может исправить ошибку в закупке, избежав наказания от Прокуратуры РФ или Федеральной антимонопольной службы РФ.

 

- ОНФ неоднократно выявлял необоснованно дорогие закупки. Расскажите о самых любопытных коррупционных случаях и мошеннических схемах.

 

- У нас каждый случай, который подтверждается по сигналу активиста, - любопытно коррумпированный с присутствием "серых" схем. Ярким примером, который стал лидером Индекса расточительности проекта "За честные закупки" можно назвать выявленную в прошлом году закупку перелета представителей правительства Нижнего Новгорода в Японию за 10 млн руб. Тогда на рейсе Нижний Новгород – Сендай – Нижний Новгород везли "себя любимых" и народные промыслы.

 

Все схемы, выявленные активистами проекта, уникальны. В наиболее запутанных и интересных закупках присутствуют признаки договоренностей поставщиков.  Выявить подобные схемы сложнее всего. Так, активисты проекта помогли раскрыть картельный сговор фармацевтических компаний. Дело было возбуждено по заявлению активистов,и сегодня комиссия ФАС признала наличие картельного сговора между компаниями "ФАРМ СКД" и "НовоФарм" на государственных торгах по поставке лекарственных препаратов, медицинских изделий, средств дезинфекции и лечебного питания с целью поддержания цен на них. Нарушение выявлено в более чем 400 аукционах в пяти регионах России на общую сумму свыше 400 млн руб.

 

- Интересна ваша аналитика относительно электронных торгов по отраслям и оценка экономии на закупках в 2016 г. Как обстоит ситуация с экономией в регионах?

 

- Мы не ведем подобной аналитики или статистики по регионам. Проект работает по сигналам активистов. Если в том или ином регионе не обнаружена расточительная закупка в какой-то отрасли – это вовсе не значит, что там экономят или эффективно расходуют бюджетные средства. Вероятно, что просто нет активиста, который мог бы найти сомнительную закупку. Но про экономию в регионах я могла бы рассказать на примере большой любви к дорогим автомобилям за бюджетные деньги. Наши активисты неоднократно обращали внимание на подобные закупки по всей стране. Сигналы активистов вылились в законодательную инициативу, и с 2016 г. чиновникам нельзя закупать автомобили выше определенной законодательством нормы (не дороже 2,5 млн руб. для федерального уровня), арендовать, а с 2017 г. и брать в лизинг. Так, в 82 регионах были приняты законодательные акты, регулирующие нормирование закупок. Всего в разных регионах упоминается 12 позиций: покупка автомобилей, аренда автомобилей, телефоны, компьютеры, оргтехника, мебель, медицинское страхование, топливо/бензин, бумага, аренда и лизинг планшетов, мобильных телефонов, гостиницы, авиаперелеты. Вот тут заметна та самая экономия, про которую вы говорите. И, согласно принятым постановлениям о нормировании, во Владимирской области высшей группе должностей категории "руководители" разрешено закупать автомобиль не дороже 600 тыс. руб., в Ульяновской области – не более 700 тыс. руб., Саратовской – 800 тыс. руб. Вот и экономия.

 

- Какие, на ваш взгляд, законодательные инициативы должны быть приняты в 2017 г. относительно рынка электронных торгов и закупок?

 

- Считаем, что самая долгожданная инициатива в контрактной системе – это перевод всех закупок в электронный вид, так как до сих пор присутствуют торги, которые проводятся на бумаге, и именно они содержат большую коррупционную составляющую. Однако, Министерство экономического развития РФ просит еще год на разработку функционала Единой информационной системы (ЕИС), обеспечивающего сопряжение проведения госзакупок в "бумажной" и электронной форме. Ведомство сейчас подготовило проект постановления правительства об отсрочке разработки до 2018 г.

 

Также мы неоднократно говорили о необходимости законодательно установить ограничение на привлечение к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей), согласно которому на субподряд можно было бы передавать не более 70% от объема работ по контракту.

 

Кроме того, осенью прошлого года Минэкономразвития РФ наконец-то приступило к реализации инициативы активистов ОНФ по снижению ценового порога контрактов, при котором будет раскрываться информация о всей цепочке субподрядчиков. Эта мера позволит усилить общественный контроль крупных закупок, выявлять факты привлечения недобросовестных подрядчиков, что, в конечном итоге, сделает госзакупки более прозрачными и эффективными.

 

Выше я уже упомянула о нормирование закупок на примере автомобилей, телефонов и других предметов роскоши. Однако, система нормирования должна быть доработана и расширена в отношении госкомпаний и компаний с госучастием. Из 30 тыс. позиций товаров, работ и услуг, по которым проводятся госзакупки, четкое регулирование коснулось лишь их малой части.

 

Не менее важной законодательной нормой станет перевод с 1 января 2017 г. государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУП, МУП) на 44-ФЗ.  Мы стали основными инициаторами этого перевода. В следующем году посмотрим, как начнет работать этот закон для ГУПови МУПов.

 

- Давайте поговорим о взаимодействии малого бизнеса и госкомпаний, насколько оно сейчас перспективно? В чем вы видите решение проблемы доступа малого бизнеса к госзаказу?

 

- В целом, это взаимодействие – перспективно. Но нам встречаются и случаи профанации. Например, акционерное общество закупает детали для производства. Поставку осуществляет фирма-перекупщик, которая находится на стадии банкротства. Фактический производитель деталей (малый бизнес того самого акционерного общества) становится субподрядчиком по контрактам из-за того, что не был допущен к торгам. Если обобщить, то сейчас на рынке складывается тенденция, когда крупные заводы и предприятия создают на своей базе МСП для участия в торгах. Такая вроде бы "работа ради работы".

 

Сигналы с подобными примерами стали поступать не так давно от представителей малого бизнеса, не допущенных к торгам.Самой законодательной норме, которая устанавливает квоты (не менее 10% от общего объема стоимости контрактов) для участия малого бизнеса в закупках госкомпаний, только пару лет. Государственная политика, направленная на расширение участия малого и среднего бизнеса в закупках госкомпаний – это движение в правильном направлении. Но решение этого вопроса должно быть на постоянном мониторинге как со стороны контролирующих органов, так и со стороны общественного контроля, ведь именно сигналы от бизнеса – индикаторы состояния жизнедеятельности законодательства. Мы объединяем эти сигналы из разных регионов в законодательные инициативы и представляем лидеру ОНФ – Президенту России. Или обращаемся в правительство страны провести работу по изменению законодательства. Тут же понятно, что, если проблема не разовая, значит есть в этом направлении пробел.

 

- Все чаще эксперты говорят о том, что нужно прекратить постоянное изменение законодательной базы - как 44-ФЗ, так и 223-ФЗ. Нуждаются ли они в совершенствовании, на ваш взгляд? Что нужно сделать в рамках этих законов, чтобы снизить коррупцию и сделать процедуры более прозрачными?

 

- По нашему мнению, 44-ФЗ несовершенен. Он имеет сложную иерархию нормативного регулирования через подзаконные акты – постановления Правительства РФ, указы и распоряжения Президента РФ, локальные акты Минэкономразвития и ФАС.  Зачастую, по одному и тому же вопросу мнения профильного министерства, контрольного органа и суда не совпадают. В итоге, в такой системе нечестному поставщику или заказчику всегда можно найти лазейку. Невозможно придумать один закон, более того, именно время и практика показывают ошибки и несовершенство законодательства. Необходимо подстраиваться под реалии, новые возможности.

Пример с каталогом товаров и услуг: пока он выйдет, мы боимся, что он устареет и перестанет быть актуальным. Поэтому мы уже продолжительное время плотно работаем с Минэкономразвития, чтоб этот каталог как можно скорее вышел в свет. Или, например, к нам регулярно обращаются предприниматели, которые сегодня могут производить оборудование в рамках импортозамещения, но не могут попасть в госзаказ, так как заказчики в техническом задании указывают точные требования по размерам, комплектации и даже цвету кнопок, что может подойти только к оборудованию одного производителя. Понимание того, что сегодня отечественные производители готовы поставлять товар качеством не худшим, чем иностранные конкуренты, является Постановление Правительства РФ №102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий иностранных государств", которое осенью 2016 г. расширили еще на 128 позиций.

 

Все это огромная работа, направленная на своевременное и динамичное развитие госзаказа, который должен соответствовать времени.

 

- Можете дать прогноз на 2017 г. относительно объемов рынка электронных торгов и закупок?

 

- Я считаю, что в 2017 г. объем рынка не особо изменится, так как экономическая ситуация не сильно будет отличаться от прошлого года. Мы не ждем резкого увеличения конкурентных процедур или более честных торгов, будем также стараться решать как разовые вопросы, так и системные, общие проблемы законодательства. Мы продолжим делать акцент на эффективность госпрограмм, так как в нихсодержатся те резервы экономики, которые сегодня крайне необходимы.

 

Проект Общероссийского народного фронта "За честные закупки" был запущен в сентябре 2013 г. Это открытая площадка, которая объединяет более 5 тыс. активистов из разных регионов РФ, занимающихся борьбой с коррупцией, расточительством и неэффективным использованием бюджетных средств в сфере госзакупок и закупок госкомпаний.

Автор: Ангелина Жукова.

новости по теме

Госзакупки мимо граждан:

россияне не знают, как защитить свои права

Госкомпании потребуют у МСП сертификаты

Эксперты рассказали о минусах инициативы

В госкомпаниях предпочитают Mercedes

Должны ли предприятия отчитываться за дорогие авто?

"Молодежка ОНФ": контролеры молодеют

Эксперты настроены скептично

спецпроекты

Наши партнеры