Возможности ограничены: Эксперты назвали ТОП-5 изменений в законодательстве о закупках

Возможности ограничены: Эксперты назвали ТОП-5 изменений в законодательстве о закупках
14/12/2016 08 : 38

Счетная палата РФ выступила с инициативой остановить бесконечные улучшения законодательства в сфере госзакупок. На первый взгляд, ситуация должна быть прямо противоположной, ведь до сих пор сохраняются проблемы в обосновании начальных максимальных цен контрактов, не соблюдаются планы-графики, да и обоснованность самих закупок остается низкой.

 К концу 2016 г. становится ясно: хотя у нововведений есть положительные стороны, законодателям не следует гоняться за любой мелочью. Продуманные пакетные изменения могут быть значительно эффективнее.  

"Законодательство в сфере закупок постоянно меняется. Причем объемы различных поправок весьма значительны, особенно с учетом многочисленных подзаконных актов. Не все могут своевременно отследить эти изменения, а корректно учесть их в своей работе способны единицы", - отмечает в комментарии Т94 Георгий Сухадольский, координатор рабочей группы экспертного совета при Правительстве РФ по закупкам и инвестициям.

Об этом говорит и аудитор Счетной палаты РФ Максим Рохмистров, добавляя, что нужно остановиться на изменениях действительно необходимых правовых актов. До сих пор не принят ряд норм и правил, поэтому игроки рынка сталкиваются со множеством проблем. По данным Счетной палаты, от ведомства к ведомству нормы варьируются от 6 до 170 раз. Например, цена на ноутбук для руководителя в разных учреждениях "прыгает" от 10 до 350 тыс. руб. Нормирование системы закупок не дало реальной выгоды, сделали вывод аудиторы.

Внутренние положения о закупках той или иной госкорпорации должны создаваться в соответствии с нормами закона, тогда как изменения последнего нужно остановить. Тогда работа будет эффективной. "Идея о введении пакетных изменений имеет под собой серьезные основания. Скорее всего, на 100% перейти на них не получится, так как есть приоритетные срочные изменения, но существенную часть поправок внести вполне возможно", - отмечает Георгий Сухадольский.

О том, что нужно прекратить вносить изменения в закон, говорят и в Министерстве экономического развития РФ. Как сообщила Т94 пресс-служба министерства, эта инициатива обсуждалась со Счетной палатой и полностью поддерживается. "Период формирования контрактной системы, который требовал оперативной корректировки законодательства, уже завершается. Мы можем сказать, что контрактная система состоялась и дает положительные результаты. Что касается существующих проблем, над ними вполне можно работать в плановом порядке. Необходимость систематической оперативной правки закона в настоящее время отсутствует. Дальнейшая работа по совершенствованию законодательства должна строиться на основании результатов мониторинга контрактной системы путем подготовки комплексных пакетов законодательных изменений. На текущем этапе формирования контрактной системы предпочтение необходимо отдавать стабильности законодательства. При этом целесообразно любые новации вводить в действие, начиная с нового годичного цикла закупок", - отмечают в министерстве.

По словам Марии Семеновой, заместителя генерального директора Национальной ассоциации институтов закупок, поправок как принятых, так и планируемых, действительно очень много. Участники контрактной системы просто не успевают их оценивать и применять. Изменения разрабатываются не только Минэкономразвития РФ и Федеральной антимонопольной службой РФ, но и другими - например, Министерством финансов РФ, Министерством промышленности и торговли РФ. При этом не существует единого ресурса, на котором заказчики и участники могли бы оперативно отслеживать все законодательные инициативы и изменения законодательства о контрактной системе и получать разъяснения по их применению, отмечает Мария Семенова.

Выделяя самые запоминающиеся изменения законодательства, опрошенные Т94 эксперты в первую очередь отметили перевод на электронные аукционы закупок в строительной сфере. Распоряжением Правительства РФ в мае были внесены изменения в перечень товаров, работ, услуг и обозначены ситуации, в которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме. "Фактически это означает, что в случае закупки любых строительных работ, вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта, заказчики обязаны проводить аукцион в электронной форме", - пояснила Мария Семенова. В этом документе прописаны исключения. Например, могут не закупаться на электронных торгах: работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения. В ранее действующей редакции перечня заказчики имели право закупать любые строительные работы, относящиеся к указанным группам, с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 150 млн руб. для государственных нужд и свыше 50 млн руб. для муниципальных нужд – путем проведения конкурса, поскольку сноска 4 содержала указанные предельные значения начальной цены. Закупки строительных работ с ценой ниже указанных сумм закупались в форме электронного аукциона.

Кроме этого, важным изменением в 2016 г. стал перевод всех закупок государственных и муниципальных унитарных предприятий под действие Закона о контрактной системе ("О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц"). Исключение будут составлять только закупки, которые проводятся в течение года в соответствии с положением о закупке, принятым и размещенным до начала года в ЕИС за счет грантов. Соответствующие изменения вступят в силу 1 января 2017 г. и внесут кардинальные изменения в деятельность ГУПов и МУПов.

К сожалению, до сих пор не приняты объемные изменения законодательства, предусматривающие переход на электронные способы закупок и установление правил проведения таких закупок, напомнила Мария Семенова. Это проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Не менее ожидаемым для участников закупок является принятие федерального закона, устанавливающего предельный срок оплаты (30 дней) заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", распространяющий положение о  предельном сроке оплаты на контракты, заключаемые с любым участником закупки, а не только на СМП и СОНКО, в ноябре 2016 г. принят в первом чтении.

В 2016 г. законодателями также продолжалась деятельность по ограничению закупок отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств. Изменения коснулись пищевых продуктов, радиоэлектронной техники, медицинских изделий, товаров машиностроения.

Для справки:

Согласно мониторингу закупок Счетной палаты РФ, в течение года закупки госкомпаний стали распределяться более равномерно. По итогам 9 месяцев 2016 г. количество объявленных процедур по 44-ФЗ составило 2,2 млн. В суммарном выражении объем превысил 4,3 трлн руб. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года общий объем закупок составил 4,2 трлн руб. Изменение всего 2%.

Полный текст мониторинга будет доступен 15 декабря.

Автор: Ангелина Жукова.

новости по теме

Закупки в "оборонке" засекретят

Не отпугнет ли это инвесторов?

Не ваш размер:

какими должны быть лоты

Занимательная математика:

систему госзакупок будут измерять через "СПАРК-Маркетинг"

Рост малых:

как новые квоты закупок отразятся на МСП?

спецпроекты

Наши партнеры