Мнение о госзаказе на общественное мнение: за что платят социологам

Мнение о госзаказе на общественное мнение: за что платят социологам
16/11/2016 07 : 24

Издание "Деньги" совместно с проектом "Антирутина" провели анализ госзаказа на выяснение общественного мнения и пришли к выводу, что он является бременем для чиновников и прибыльным промыслом для псевдосоциологов. Не смотря на то, что в год государство тратит на соцопросы около 6 млрд рублей, своей задачи – установить реальное мнение граждан - они не решают.

О недостоверности опросов, проведенных за счет государства, впервые заговорил глава Комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин в сентябре 2016 года на заседании Общественной палаты МВД. Он обратил внимание присутствующих на два госзаказа МВД на определение общественного мнения, которые были проведены с существенными нарушениями, поэтому доверять их результатам нельзя. Не смотря на то, что представители исполнителя закупки, РГСУ, претензии опровергли, заказы на проведение соцопросов попали под пристальное внимание экспертов.

В частности, специалисты установили несколько характерных признаков таких сделок.

Во-первых, закрытость. Как правило, результаты исследований не предаются огласке, поэтому проверить их невозможно. По закону огласить итоги опроса может заказчик, но обычно он представляет информацию в выгодном для себя свете, искажая или изменяя ее. Таким образом, и в этом случае говорить об объективности не приходится. Не оглашают не только результаты, но и объем исходных данных, используемых для исследования. Этот массив держится в закрытом доступе, часто даже уничтожается. А главным критерием качества для исполнителей госзаказа на социологические исследования является полное соответствие отчета техническому заданию. Эксперты и в этом пункте категоричны – результаты искажаются, так как в настоящем исследовании итоги всегда должны расходиться с заданием.

Во-вторых, у заказчика в этой сфере, как правило, нет претензий к исполнителю своего заказа. Мало того, выступая одновременно и приемщиком работ, заказчик не проводит аудит исследований (не хочет или не может). Таким образом, говорит ведущий научный сотрудник ИПП ЕУ СПб и эксперт КГИ Кирилл Титаев, проконтролировать качество таких закупок невозможно.

Вместе с тем, согласно информации из сайта госзакупок, количество заказов на проведение социсследований до недавних пор постоянно увеличивалось примерно на 15-20% в год. На данный момент, по подсчетам специалистов, объем заказов на соцопросы составляет треть всего рынка госзакупок. В денежном эквиваленте это 100 млн долларов в год. Таким образом, проведение социологических исследований превратилось в достаточно прибыльную индустрию, где главное – выиграть торги. Дальше уже неважно.

Полностью проанализировать этот сектор госзакупок практически невозможно, так как заказы на социсследования могут проводиться под видом любых закупок. Таким образом, чтобы составить примерную картину сложившейся ситуации, специалисты выбрали для исследования самый массовый канал закупок, размещенных на официальном сайте – опросы общественного мнения (это два кода ОКПД). Оказалось, что в период с 2014 по 2016 год на эти опросы из бюджета потрачено минимум 2,1 млрд рублей.

Наиболее часто общественное мнение интересовало государственные органы перед выборами – в 2014 году (939 млн рублей), в 2015-м на эти цели было потрачено 703 млн рублей, а в 2016 году пока эта цифра составляет 506 млн рублей. Исполнителями госзакупок на проведение социсследований числятся 392 юридических лица. Это маркетинговые и социологические компании, региональные и столичные вузы и 27 частных предпринимателей.

На первом месте среди исполнителей - НИУ-ВШЭ. С 2014 года он выиграл закупки на сумму 167,9 млн рублей, далее следует ВЦИОМ (125 млн руб.), несколько коммерческих компаний и ФОМ (33 млн руб.). В первую десятку также попало столичное PR-агентство "ИМА-Консалтинг" с 12 контрактами на 70 млн руб. только в 2016 году, которое специализируется на выполнении заказов столичного правительства и муниципалитетов Москвы.

Большинство поставщиков услуг по изучению общественного мнения работают в регионах. У НИЦ "Перспектива", например, офис находится в Тюмени. Компания выполняет 30 контрактов на 9,7 млн рублей.

В общем, госзакупки на социсследования можно распределить по уровням: министерства и ведомства, региональные власти и городские власти. Заказы двух последних уровней, как правило, выполняют местные компании, так как денег на их проведение выделяется мало.

Наиболее часто власти заказывают опросы по выяснению мнения общественности по поводу их деятельности. Таких заказов специалисты насчитали 67. Далее следуют оценка социально-политической ситуации (51 госзакупка), уровня коррупции (49 заказов), межнациональных и межконфессиональных отношений (32), качества государственных и муниципальных услуг (31) и наркоситуации (26).

Стабильно высоким остается запрос на прогнозирование и социально-экономические исследования, на мониторинг качества оказания госуслуг. При этом в последнее время заметна тенденция к увеличению количества заказов на изучение протестной активности из-за ухудшения уровня жизни.

На вопрос, почему чиновники продолжают активно заказывать соцопросы, если от них нет толка, эксперты отвечают – по инерции, из-за сложившегося канона "так положено". А еще мнение общественности позволяет снимать с себя ответственность.

Таким образом, специалисты сошлись во мнении, что социологические опросы превратились в инструмент манипулирования, как со стороны заказчиков, так и со стороны исполнителей.
 

новости по теме

Штрафы для "оборонки"

ФАС накажет за невыгодные закупки в сфере ОПК

Власти подталкивают производителей к развитию

Как импортозамещение в госзаказе сказывается на промпроизводстве?

ФАС запретили судить о взаимозаменяемости лекарств

Ведомство не в первый раз превышает полномочия

Чиновникам могут вернуть дорогие подарки

Но презенты должны быть из "своих" промыслов

спецпроекты

Наши партнеры