До конца года правительство может установить условия приемки товаров, работ и услуг для госкомпаний

До конца года правительство может установить условия приемки товаров, работ и услуг для госкомпаний
10/11/2016 07 : 36

Правительство РФ до конца текущего года должно определиться, устанавливать или нет условия приемки товаров, работ и услуг для государственных компаний и естественных монополий. Соответствующие поручения дал Кабимину президент РФ Владимир Путин по итогам съезда "Деловой России".

Поставщики рассчитывают на принятие положительного решения. Это значительно упростит им жизнь.

Как известно, в 2015 году закупки госкомпаний составили почти 23 трлн рублей, а с начала этого года – 17 трлн рублей. Из общего числа заказов на закупки у единственного поставщика припадает 38,4%. При этом, количество потенциальных поставщиков государственных компаний намного меньше, чем потенциальных исполнителей госзакупок. В среднем, на один заказ госкомпании подавалось 1,69 заявки, тогда как на государственный тендер – 3.

Поставщики солидарны: участие в закупках госкомпаний связано с трудностями. Бизнес-омбудсмен по закупкам Сергей Габестро подчеркивает, что особенно много проблем возникает при попытке получить от заказчика деньги. А президент Национальной ассоциации нефтегазового сервиса Виктор Хайков уточняет, что  проблемы при получении оплаты за выполненные обязательства могут быть двух видов: первый – когда установлены длительные сроки оплаты, и второй – когда заказчик выставляет невыполнимые условия, из-за которых и затягивается приемка. Над решением этих проблем уже достаточно длительное время работают в правительстве и в президентском аппарате.

По первой проблеме уже выданы поручения президента об установлении и законодательном закреплении предельных сроков оплаты по госконтрактам и заказам госкомпаний. Соответствующий законопроект должен появиться уже до конца этого года. Виктор Хайков рассчитывает, что этот документ принесет в этот сектор закупок заметные улучшения, ведь пока госкомпании, например, нефтегазового сектора, могли не платить по 120 дней. Такие действия фактически разрушают сервисную отрасль.

Немедленному изменению подлежит также ситуация с условиями приемки поставленных товаров, выполненных работ или предоставленных услуг. Вице-президент ТПП Елена Дыбова называет их драконовскими и приводит конкретные примеры: требование от исполнителя закупки получить сертификат только в определенной лаборатории, у которой стоимость услуг наполовину больше среднерыночной или необходимость поставить 700 металлических шкафов одной поставкой (такой объем помещается в 8 фур).

Кроме выше названых случаев затягивания расчета с исполнителем госкомпании практикуют также объявление заказов, в которых правила приемки, а также сроки ее проведения, просто не уточняются.

Особенно печально то, что даже если недостатки договора очевидны, потенциальный исполнитель заказа не может повлиять на его изменение. Ведь практически все заказчики нефтегазовой отрасли требуют отсутствие протокола разногласий. Мало того, в последнее время госкомпании, перед утверждением акта приемки вынуждают подрядчика подписать гарантийное письмо о выплате любых штрафных санкций. Если исполнитель подписывает такой документ (а у него нет другого выхода), он лишается возможности оспорить претензии к заказчику в суде.

Виктор Хайков подчеркивает, что многое менять в законодательстве нет необходимости, ведь формально инструкция о порядке приемки выполненного заказа по качеству и количеству еже есть. Она утверждена постановлением Госарбитража. Но применить ее можно только в том случае, если на нее есть ссылка в договоре. Именно этот момент, считает Хайков, и нуждается в изменениях.

В пресс-службе Минэкономразвития также предоставили по этому вопросу комментарии директора департамента Максима Чемерисова. Он соглашается, что вопрос необходимо регулировать, ведь на этапе исполнения контракта и при приемке его результатов поставщик остается один на один с заказчиком, вне влияния общественности, и помочь ему в случае возникновения трудностей сложно. Но при внесении изменений, подчеркивает Чемерисов, в приоритете должны быть нормы гражданского права. Таким образом, при внесении изменений вмешательство Минэкономразвития в коммерческую деятельность компаний будет минимальным.

Сергей Габестро подытоживает: возможны разные варианты решения проблемы. Но в любом случае, конечный результат будет зависеть не от того, что написано в законодательстве, а от того, кто и как его выполняет.
 

новости по теме

МСП проверят на аффилированность

Часть квоты закупок у МСП достается крупным компаниям

Электронных аукционов может стать намного меньше

В Госдуме предложили ограничить их число

спецпроекты

Наши партнеры