Обзор рынка: российские заказчики сделали выбор в пользу электронных закупок

Обзор рынка: российские заказчики сделали выбор в пользу электронных закупок
04/11/2016 07 : 31

В 2016 году электронные закупки, регулируемые 44-ФЗ и 223-ФЗ, превысят 65% от общего объема закупок в электронной форме, и их количество будет увеличиваться. Такие выводы сделали эксперты на основе проведенного анализа данного сектора. Мало того, в первом полугодии только заказы по 223-ФЗ, проведенные на ЭТП, выросли на 33%, и их объем в денежном эквиваленте составил 2,4 трлн рублей.

Вместе с тем, Андрей Бойко, коммерческий директор B2B-Center подчеркивает, что в последние два года наблюдается тенденция к уменьшению на рынке электронных торгов доли госзакупок (закупок по 44-ФЗ) – в течении двух лет их число снизилось с 25% до 15-16% от общего объема электронных заказов. Это можно объяснить сокращением расходования бюджета, а также увеличением числа коммерческих заказов и закупок по 223-ФЗ

Такого же мнения придерживается Дмитрий Миндич, исполнительный директор проекта "ЭТП в России — кто есть кто" рейтингового агентства RAEX. Он подтверждает, что объем электронных закупок по 223-ФЗ увеличивается быстрее, чем общий объем электронных заказов. Вместе с тем, подчеркивает Миндич, оценивать весь рынок российских электронных закупок пока сложно, так как на сегодняшний день остаются неизвестными показатели, касающиеся заказов частного бизнеса. Как правило, частные компании подобную информацию держат в секрете. Но по предварительным подсчетам, объем электронных закупок частных предпринимателей все-таки меньше, чем количество заказов в электронной форме, регулируемых 223-ФЗ.

По словам Андрея Бойко, сейчас рынок электронных закупок растет во всех сегментах. Его компания, поясняет эксперт, при расчете объема всех электронных заказов использует принцип соотношения ВВП и электронных закупок в развитых европейских странах. Рост количества заказов в электронной форме эксперт связывает с необходимостью оптимизации торгово-закупочной деятельности и повышения эффективности как частных, так и государственных закупок.

Статистика красноречива: 75% компаний из рейтинга "Крупнейшие компании России по объему реализации продукции" проводят свои закупки в электронной форме, используя для этого государственные, коммерческие или собственные площадки. При этом потребности участников рынка постоянно меняются и повышаются. Например, все больше заказчиков высказывают желание получать комплексные услуги и пытаются интегрировать ЭТП в торгово-закупочный процесс. Таким образом, все более популярными становятся дополнительные сервисы, транспортно-логистические услуги, логистические услуги, каталоги товаров для срочных закупок и т. д. Электронные торговые площадки, в свою очередь, стараются соответствовать запросам и постоянно развиваться в требуемом направлении.

Георгий Сухадольский, гендиректор НП "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок", отмечает, что сейчас на рынке в тренде – перевод в электронную форму направлений получения государством дохода (приватизация, продажи госимущества и т. д.).

Также сейчас на рынке по-другому подходят к увеличению эффективности закупок. Все чаще эффективность заказов достигается не только посредством снижения их стоимости, но и в результате цифровизации стадий подготовки и организации этой деятельности. Эксперты прогнозируют, что в ближайшем будущем коммерческие электронные площадки станут генераторами технологических инноваций в торгово-закупочной деятельности.

В этом году не произошло изменений в списке отраслей, которые наиболее активно используют работу ЭТП. По-прежнему это предприятия нефтегазового сектора, атомной отрасли и электроэнергетического сектора. Вместе с тем, замечена активность на электронных торговых площадках представителей банковского сектора и ритейла.

На большинстве ЭТП преобладают регулируемые закупки (более 60% от общего числа заказов), кроме B2B-Center. Здесь ситуация прямо противоположная: 60% заказов принадлежит частному сектору.

Таким образом, состоянием на 20 июня 2016 года с Единой информационной системой было интегрировано 170 электронных площадок, на которых проводились закупки по 223-ФЗ. Из них 49% заказов проводилось на трех крупнейших ЭТП - ЭТП ГПБ (490 млрд руб.), B2B-Center (354 млрд руб.), ЭТП ЗАО "ТЭК-Торг" (329 млрд руб.).

Такой же точной информации по торгах в коммерческом сегменте нет.  Мнения экспертов разделились. Некоторые специалисты называют такую четверку лидеров из наиболее популярных у частных предпринимателей ЭТП:  B2B-Center, ЕЭТП, "Сбербанк-АСТ" и "Фабрикант.ру". С небольшим отрывом за ними следует "РТС-тендер", далее идут все остальные.

Определенные прогнозы делаются также в отношении будущего развития рынка электронных торговых площадок. Рассматривается несколько сценариев развития событий. Первый из них – все останется, как есть: госзакупки будут проводиться на пяти аккредитованных ЭТП, а закупки по 223-ФЗ – на неограниченном числе площадок. Второй сценарий – отбор ЭТП будет проводиться с формированием единого перечня для госзакупок и закупок госкомпаний, банкротства и приватизации. Третий сценарий – отбор по обоим секторам будет проводиться отдельно или будут установлены пороговые требования для площадок. И четвертый – создание единой государственной площадки.

Георгий Сухадольский подчеркивает: говорить о результатах пока рано, ведь каждый из сценариев можно реализовать, причем по-разному. Таким образом, сейчас на рынке неустойчивая ситуация, вынуждающая идти на компромиссы и искать оптимальные решения. Пока заметным достижением стало соглашение крупнейших ЭТП о сотрудничестве. Но главным образом рынок будет зависеть от нормативного регулирования.

Эту позицию поддерживает и Андрей Бойко, подчеркивая, что правительственные решения по усилению контроля закупок госкомпаний и госзакупок могут существенно повлиять на существующий расклад, а именно, привести к уходу с рынка небольших ЭТП и формированию универсальных площадок для торгов.

В любом случае, сходятся во мнении эксперты, каким бы не стал регулятор закупочной системы, сфера электронных закупок все равно останется зависимой от общего состояния экономики, поэтому ожидать существенного роста не стоит.
 

новости по теме

МСП проверят на аффилированность

Часть квоты закупок у МСП достается крупным компаниям

Электронных аукционов может стать намного меньше

В Госдуме предложили ограничить их число

спецпроекты

Наши партнеры