Минэкономики все-таки предоставило госкомпаниям режимные поблажки

Минэкономики все-таки предоставило госкомпаниям режимные поблажки
13/10/2016 07 : 08

Проект правительственных поправок к закону о закупках госкомпаний предлагают смягчить. Такое предложение выдвинули в Минэкономразвития, мотивируя необходимость компромисса желанием реформировать закупки хотя бы для поддержки малого и среднего бизнеса. Как известно, предыдущий, более жесткий вариант, не был рассмотрен Госдумой из-за протестов крупнейших госкомпаний.

Новая версия законопроекта уже согласована с крупнейшими заказчиками и государственно-правовым управлением президента (ГПУ). Как сообщает издание "Ъ", информация о поручении Минэкономики подготовить новую редакцию поправок к законам о закупках содержится в докладе министерства, подготовленном по итогам совещания у первого вице-премьера Игоря Шувалова от 29 сентября 2016 года.

Стоит напомнить, что реформирование закупочной системы было начато для поддержки малого и среднего бизнеса еще два года назад. Но до сих пор не закончено. Главные причины – противодействие крупных госкомпаний и межведомственные разногласия. Как известно, поправки в закон о закупках госкомпаний должны были быть рассмотрены еще Государственной Думой прошлого созыва, но из-за возражений "Газпрома", "Роснефти", "Росатома" и других крупных компаний их так и не приняли. А Минэкономики было вынуждено отказаться от целого ряда ужесточений.

В новом варианте поправок содержатся такие пункты:
- частично отказаться от перевода закупок государственных компаний на пять универсальных электронных площадок, работающих по контрактной системе. Как известно, это предложение продвигает ФАС. Теперь госкомпании должны будут выбирать на них поставщиков только среди представителей МСБ, применяя закрытый перечень способов закупок и устанавливая сроки проведения. Речь идет о контрактах стоимостью не более 5 млн рублей для запроса котировок и 15 млн рублей для запроса предложений;
- разрешить госкомпаниям для более крупных закупок самостоятельно определять площадки и устанавливать ценовые пороги. Перечень процедур все же придется выбирать из установленного законом перечня;
- оставить право заказчиков самостоятельно устанавливать исчерпывающий перечень оснований для закупок у единственного поставщика. Как известно, за первые 6 месяцев 2016 года 96% закупок по ФЗ-223 – это заказы, проведенные на неконкурентной основе. Из них 51% - закупки у единственного поставщика и 45% - "иные способы", которых насчитывается 3,8 тысячи.
 - освободить подведомственные "Росатому" ФГУПы, имеющие статус федеральных ядерных организаций, от перевода под действие ФЗ-44.

В Минэкономики не делают секрета из того, что смягчение поправок в законодательство о закупках – это результат консультаций с крупнейшими заказчиками и учет мнения ГПУ. В первую очередь, в министерстве пошли на уступки, чтобы не срывать закупки уникального оборудования и не затягивать реализацию важных для государства проектов.

Но в этом вопросе эксперты единогласны: госкомпании остались в выигрыше. Ведь кроме названных смягчений, за крупными заказчиками сохранили право отказываться от подписания контрактов с победителем закупки (ограничение этого права в ГПУ назвали произвольным вмешательством в предпринимательскую деятельность и ограничением гражданских прав заказчиков). Мало того, из-под действия ФЗ-223 будут исключены внутригрупповые сделки.

В Минэкономразвития оправдываются: смягчение необходимо, чтобы упорядочить хотя бы закупки для малого и среднего бизнеса. Жесткие правила не отменяются, они просто будут вводиться постепенно.
 

новости по теме

МСП проверят на аффилированность

Часть квоты закупок у МСП достается крупным компаниям

Электронных аукционов может стать намного меньше

В Госдуме предложили ограничить их число

спецпроекты

Наши партнеры