Глава ФАС Игорь Артемьев высказался о проблемах 44-ФЗ, сравнивая его с 94-ФЗ

Глава ФАС Игорь Артемьев высказался о проблемах 44-ФЗ, сравнивая его с 94-ФЗ
04/03/2016 19 : 01

Глава ФАС Игорь Артемьев после расширенного совещания своего ведомства организовал пресс-конференцию, на которой осветил текущие недостатки прошлого закона о госзакупках 94-ФЗ и нынешнего 44-ФЗ.

Артемьев сразу отверг гипотезу о возможности возвращения госзакупок к закону 94-ФЗ. Он считает, что этого делать и нельзя и не нужно. Глава ФАС выделил ряд достоинств нового закона о госзакупках 44-ФЗ. В его редакции, например, введена система планирования закупок госведомств, чего не было в 94-ФЗ. В том же время, в 44-ФЗ хватает обходных путей для ухода госзаказчиков от конкурентных торгов. Чиновники могут вовсе не разыгрывать госзаказ по 44-ФЗ, им достаточно выдать субсидию на определенную сумму своему ГУПу, который объявит торги по 223-ФЗ, выбрав того исполнителя, которого захочет.

В итоге, из-за таких махинаций с бюджетными деньгами государство теряет те средства, которые могли быть сэкономлены при проведении конкурентных процедурах. Во многих регионах объемы неконкурентных процедур доходят до 40% всего портфеля госзаказа, отметил Артемьев.

Сравнение системы баллов в 94-ФЗ и 44-ФЗ
Игорь Артемьев напомнил журналистам, что раньше закон 94-ФЗ критиковали за то, что чиновники должны были оценивать опыт участников тендера при определении победителя. Участником строительных, например, торгов могла стать только та компания, которая за 5 прошедших лет построила в России объект, схожий по параметрам с разыгрываемым. Так законодатели пытались оградить рынок госзакупок от недобросовестных и малоопытных участников — если компания смогла возвести подобный объект, то у нее есть опыт проведения работ, нужные для госзаказа кадры и техника.

По 94-ФЗ конкурсная комиссия оценивала репутацию и компетенцию участников конкурсов по шкале от 0 до 20 баллов, что соответствовало процентам цены контракта. Для победы в конкурсе участник должен был набрать 51 балл.

Такая шкала не могла убить конкуренцию на торгах, так как даже при 0 репутационных баллов компания все же имела шанс одержать победу за счет предложения более привлекательных условий. В результате, можно было надеяться на существенное снижение цен на госзакупках.

Сейчас же, в госзакупках по 44-ФЗ госзаказчики оценивают компетенцию и репутацию участников тендеров по шкале до 40 и даже до 80 баллов. Вот тут смысл конкуренции был потерян, указывает Артемьев. Ведь такие торги и вовсе не нужны, если проходной балл составляет 51%.

На практике эта ситуация может выглядеть так. Допустим, объявлен строительный конкурс со стартовой ценой 100 млрд рублей. Одному участнику изначально дали 40 баллов за его высокую репутацию и компетенцию в сфере строительства, а другому — 0. В этом случае не зарекомендовавший себя на рынке участник для победы в торгах должен снизить первоначально объявленную цену в 3 раза. Но даже в этом случае это не приведет его к победе — согласно 44-ФЗ, против организации, значительно снизившей цену тендера, должно быть проведено антидемпинговое расследование. В конечном счете, такого претендента отсекут, мотивируя это тем, что сильное снижение цен может быть следствием  только нечестной конкуренции.

И даже в случае победы на гостендере участник не всегда становится исполнителем. Госзаказчик, по своему усмотрению, может расторгнуть договор с победителем в одностороннем порядке.

Игорь Артемьев напомнил, что раньше 94-ФЗ критиковали за предрасположенность закона к бизнесу. Но тогда компании, все же, могли отстаивать свою правоту в суде или ФАС. Сейчас же существует предопределенность результатов тендеров, проводимых по 44-ФЗ.

К 94-ФЗ были и другие претензии — по заключенным по этому закону госконтрактам рушились дома и падали мосты. Но происходило это совсем не из-за того, что конкурсные процедуры в нем были прописаны неправильно, уверяет глава ФАС.

Сейчас, когда все госзакупки проходят по 44-ФЗ, чиновники молчат. И это неудивительно — объявляя торги, они заранее знают их результат. Бизнес же остался незащищенным, что превратило систему госзакупок в профанацию, резюмирует Артемьев.

новости по теме

Госзакупки мимо граждан:

россияне не знают, как защитить свои права

Госкомпании потребуют у МСП сертификаты

Эксперты рассказали о минусах инициативы

В госкомпаниях предпочитают Mercedes

Должны ли предприятия отчитываться за дорогие авто?

"Молодежка ОНФ": контролеры молодеют

Эксперты настроены скептично

спецпроекты

Наши партнеры