ФНС предлагает увеличить число оснований для отказа в регистрации юрлиц

ФНС предлагает увеличить число оснований для отказа в регистрации юрлиц
10/08/2011 11 : 41

Сегодня истекает срок поручения Дмитрия Медведева о разработке мер, направленных на пресечение злоупотреблений в сфере госзакупок. ФНС предлагает дополнить законодательство новыми основаниями для отказа в регистрации юрлиц

По мнению налоговиков, на либеральности регистрационного режима это не скажется, зато фирмы-однодневки и тех, кто стоит за их созданием, выявлять будет проще. Эксперты считают, что собака зарыта глубже и пресечь конкуренцию в сфере госзаказа между однодневками можно только коренной реформой законодательства в сфере госзакупок.

В августе 2010 года Дмитрий Медведев, говоря о повышении эффективности расходования бюджета, поручил разработать комплекс мер по борьбе с воровством при госзакупках. Президент особо отметил необходимость проведения межведомственных операций в отношении фирм-однодневок и фирм-посредников, из-за вмешательства которых цены на торгах и аукционах растут как на дрожжах. «По материалам контрольного управления президента проведите проверки и при наличии оснований возбудите уголовные дела и проведите следствие», — наказал президент, обратившись к Генпрокуратуре, Следственному комитету, ФСБ, МВД, Финмониторингу и ФНС.

Как стало известно РБК daily, ведомства разработали план совместных действий. В качестве одной из мер по пресечению «серых» госзакупочных схем ФНС предлагает дополнить закон 129-ФЗ («О госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») новыми основаниями для отказа в регистрации юрлиц. Препятствием к созданию фирмы с потенциальным статусом однодневки будет являться пункт о «недостоверном предоставлении информации».

«Это не усложнит порядок регистрации и не является возвратом к разрешительному порядку. Но за достоверность сведений, к примеру данных об адресе регистрации и иных сведений, поданных в регистрирующий орган, тоже отвечать надо. Здесь, безусловно, должны быть хотя бы элементарные причины для отказа на уровне законодательства», — поясняет РБК daily начальник правового управления ФНС Олег Овчар.

Сейчас, по словам чиновника, чересчур либеральное законодательство играет на руку учредителям подставных фирм: даже если налоговики видят, что организация, к примеру, расположена по адресу массовой регистрации или массовый учредитель имеет непогашенную задолженность перед бюджетом, отказать в регистрации они не могут.

Законодательный пробел тянет за собой цепочку лазеек для желающих нажиться на госзакупках. В частности, информация об однодневках обрывается на этапе опроса учредителя и директора сомнительной фирмы. «Они могут заявить, что фирмы не учреждали. В итоге выявить непосредственного выгодоприобретателя не всегда получается, поскольку налоговые органы не обладают оперативно-разыскными функциями», — сетует г-н Овчар.

В связи с этим ФНС предлагает рассмотреть механизм привлечения к уголовной ответственности не только «лиц, непосредственно создавших фирму-однодневку», но и «фактических выгодоприобретателей». Именно они приносят наибольший ущерб государству, наращивая цены на аукционах и торгах через фиктивные организации. Для эффективной реализации такого механизма необходимо повышение качества сотрудничества налоговиков и правоохранительных органов, добавляет г-н Овчар.

Предложения ФНС уже направлены в Минфин, Минэкономразвития и Счетную палату. По утверждению источника РБК daily, знакомого с ситуацией, там они нашли концептуальную поддержку.

Эксперты к предлагаемым нововведениям относятся с опаской. Председатель совета директоров торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро считает, что меры, предлагаемые ФНС, будут неэффективными. «Более того, эта норма увеличит коррупцию в федеральных органах налоговой службы и, с моей точки зрения, не должна пройти экспертизу Минюста на коррупциогенность», — уверен он. По мнению г-на Габестро, более эффективной мерой может стать увеличение минимального уставного фонда для юридических лиц. В Европе, например, он составляет 50 тыс. евро. «Изменения в Гражданский кодекс по этому поводу давно разработаны и лежат где-то под сукном», — возмущается бизнесмен.

«Массовая регистрация по одному адресу — недостаточно объективное основание. Разумеется, это признак того, что здесь не все чисто, но абсолютным основанием не является», — соглашается руководитель направления Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Шестоперов.

«Никто в мире, кроме нас, фирмы-однодневки вообще не пускает на рынок госзакупок. Они «тренируются» где-то в другом месте», — говорит директор Института управления закупками НИУ ВШЭ Ирина Кузнецова. По ее мнению, конкуренцию однодневок между собой в России получили из-за вычеркнутых из 94-ФЗ (закон о госзакупках) положений о деловой репутации (которая очень ценится на Западе), квалификации и опыте. «В итоге добросовестные поставщики по сравнению с однодневками неконкурентоспособны — у них масса обязательств», — сетует г-жа Кузнецова.

новости по теме

Поправки к законам о закупках:

шаг вперед, два назад?

Ко всеобщей выгоде:

как Москва экономит 25%, закупаясь у производителей

Зарегулировали:

в низкой прозрачности закупок виноват гиперконтроль?

Запрет на люксовые авто отклонен

Но купить их чиновники не смогут

спецпроекты

Наши партнеры