"Газпром" против жесткого регулирования закупок госкомпаний

"Газпром" против жесткого регулирования закупок госкомпаний
18/01/2016 20 : 17

"Газпром" направил руководству страны и в Минэкономразвития письмо с просьбой пересмотреть готовящиеся поправки к закону о закупках госкомпаний 223-ФЗ. Корпорацию не устраивает ряд ограничений, вносимых министерством.

Минэкономразвития в конце декабря получило от правительства  поручение рассмотреть выраженные в письме пожелания «Газпрома» и доложить руководству страны о результатах.

«Газпром» отправил свое письмо не только в министерство, но и председателю Госдумы Сергею Нарышкину, первому вице-премьеру Игорю Шувалову и руководству страны.

В секретариате Шувалова сказали, что ответ от Минэкономразвития они ожидают получить до конца января.

Согласно разработанному ранее законопроекту Минэкономразвития, госкомпаниям оставлено лишь пять способов проведения госзакупок, а формат их проведения решено сделать исключительно электронным. На данный момент госкомпаниями используется свыше 3 тыс. способов закупок, а 90% из всего закупочного объема приходится на единственных поставщиков, контракты с которыми заключаются с нарушениями, отмечают в министерстве. Общая сумма средств, потраченных госкомпаниями на закупки в 2015 году составила 23 трлн рублей. При этом уровень экономии денег, по данным Минэкономразвития, достиг лишь 1%.

«Газпром» в своем письме указал, что их не устраивает вводимое министерством ограничение возможных способов закупки и запрет самостоятельно выбирать заказчикам любой из них. Также госкорпорация предлагает расширить список оснований, позволяющих заключать госконтракты с единственным поставщиком.

Не нравится «Газпрому» и готовящаяся норма к 223-ФЗ о запрете внесения изменений в уже заключенный с исполнителем контракт без определенных в законе оснований. Кроме этого, в письме выражены возражения против нормы, которая обязывает госкомпании заключать госконтракты с победителями тендеров. Ирина Яновская, заместитель начальника отдела конкурентных закупок компании «Газпром», выступала в Госдуме с объяснением этой позиции, сказав, что не всегда у них есть возможность заключать контракт с победившим исполнителем ввиду отсутствия финансирования. Такое случается, когда по конкретному госконтракту есть политическое решение о его приостановлении или закрытии.

В Минэкономразвития объяснили, что если разрешать изменять условия контрактов по усмотрению заказчиков после их подписания, то смысл проведения госзакупок будет нивелирован. Несогласны в министерстве и с расширенным перечнем способов закупок, которые до этого были у госкомпаний. Чиновники привели пример, когда «Газпром» объявлял конкурс по строительству газопровода «Сила Сибири» на 156 млрд рублей, дав потенциальным исполнителям на подготовку документации лишь 19 дней. В новых правках к закону 223-ФЗ этот момент был учтен, и госаказчик уже не сможет провести конкурс на такую сумму госзакупки.

Вместо исполнения просьб «Газпрома» Минэкономразвития готово пойти на компромисс, рассказал заместитель министерства Евгений Елин. Он объяснил, что в сфере закупок госкомпаний можно организовать разное регулирование в зависимости от стоимости закупки. Например, мелкие из них оставить практически без регулирования, средние — контролировать очень жестко, а крупные — более мягко. В первом варианте поправок к законопроекту ограниченный перечень типов закупок планировалось вводить только для тендеров стоимостью до 200 млн рублей. Елин это объясняет тем, что в нынешней трудной экономической ситуации нельзя вводить нормы, которые могли бы повысить издержки госкомпаний или «задушить» их. Но с другой стороны, прозрачность системы закупок госкомпаний необходимо повышать, отметил он.

Георгий Сухадольский, куратор рабочей группы по закупкам из Экспертного совета при правительстве РФ, считает, что ориентироваться при разном регулировании закупок необходимо не только на их сумму. Например, предложил эксперт, в законе можно предусмотреть участие представителей Минэкономразвития в конкурсных комиссиях в особо крупных тендерах. Что касается перечня способов закупок, то он может быть и шире, говорит Сухадольский, Всемирный банк, например, рекомендует около десяти таких процедур, отметил он.

новости по теме

Поправки к законам о закупках:

шаг вперед, два назад?

Ко всеобщей выгоде:

как Москва экономит 25%, закупаясь у производителей

Зарегулировали:

в низкой прозрачности закупок виноват гиперконтроль?

Запрет на люксовые авто отклонен

Но купить их чиновники не смогут

спецпроекты

Наши партнеры