Госзакупки могут стать прозрачнее

Госзакупки могут стать прозрачнее
05/07/2011 11 : 00

29 июня президент России подписал Бюджетное послание на 2012-2014 годы. Один из пунктов Послания посвящен совершенствованию системы госзакупок и, в частности, повышению их прозрачности - особенно в той части, когда заказчиками являются горскорпорации, естественные монополии, организации ЖКХ. В то же время, на рассмотрении Госдумы уже находится соответствующий законопроект, шансы на принятие которого сейчас очевидно возрастают

Речь идет о проекте федерального закона № 520154-5 "О закупках товаров, работ, услуг государственными корпорациями (компаниями), субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса". Авторами являются депутаты Госдумы Мартин Шаккум, Валерий Драганов и Валерий Панов.

Внесение проекта (и его возможное принятие парламентом) находится в русле государственной политики по реформированию системы госзакупок, которая давно вызывает справедливые нарекания бизнеса. Так, параллельно с рассматриваемым проектом нижняя палата обсуждает ряд других поправок в законодательство о госзакупках. Например, законопроекты № 425868-5 о привлечении студенческих отрядов и № 507435-5 о требованиях к работникам участника.

Однако, как нередко бывает в отечественной практике законотворчества, уже на стадии формирования проекта в его тексте можно усмотреть риски, угрожающие его будущему применению.

Идея

Декларируемая разработчиками цель принятия документа — повышение прозрачности и информационной открытости в такой традиционно коррупциогенной сфере, как государственные закупки. Причем проект направлен на регулирование самой выгодной и потому наиболее "темной" области — закупок, осуществляемых госкорпорациями, монополистами и коммунальщиками.

Основным механизмом обеспечения прозрачности в проекте выступает фиксация всех правил закупок заказчика в Положении о закупках, а не в разрозненных документах, а также требование о публикации такого Положения о закупках в открытом доступе на официальном сайте по госзакупкам. Также устанавливается запрет на предъявление к участникам закупок, к предмету закупок и условиям договоров требований, не указанных на официальном сайте (соответственно, нельзя и оценивать (не-)соответствие таким требованиям).

Что регулируем

Под действие проекта попадают все бесчисленные ГУПы, МУПы, учреждения и общества, занимающиеся электроснабжением, газоснабжением, теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, очисткой сточных вод, утилизацией (захоронением) твердых бытовых отходов. Также устанавливаемый проектом порядок рассчитан и на любые учреждения и общества, в уставном капитале которых доля участия государства и муниципальных образований превышает 50 процентов.

Более того, к подпадающим под действие нового порядка субъектам отнесены и дочерние структуры организаций, указанных выше (также с долей участия более 50-ти процентов), и дочерние организации самих этих дочерних организаций (при том же критерии участия в уставном капитале — более 50 процентов). Это позволит исключить такой вариант обхода закона, когда создаются юридические лица, фактически зависимые от основного субъекта, и "руками" которых фактически все те же субъекты занимаются своей деятельностью, формально не попадая в орбиту действия неугодных им порядков.

Возможные проблемы

К сожалению, в условиях современной России сотрудничество частного бизнеса с государством по-прежнему непредсказуемо и опасно. В таком взаимодействии слишком много рисков, и питательной средой для них, действительно, является информационная закрытость этой сферы. В связи с этим, теоретически в будущем можно ожидать реальный положительный эффект от принятия данного проекта. Но для того, чтобы такой эффект появился, представляется необходимым очень внимательно взглянуть на некоторые положения документа, которые в своем нынешнем виде могут поставить под удар исполнение всего будущего закона.

Так, определенные вопросы вызывают положения пунктов 10 и 11 статьи 4 проекта. Согласно ним, заказчики вправе не размещать на официальном сайте и своих сайтах сведения о закупках, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей. Очевидно, что это создает возможность разбивать на партии те заказы, которые подлежат дроблению, и тем самым избегать необходимости публичной огласки.

Кроме того, Правительство РФ имеет право отдельными решениями при необходимости определять конкретные закупки, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в интернете. Предположить, как будут вырабатываться такие решения, несложно. Чиновниками профильных ведомств наверняка очень быстро будут представлены весьма убедительные доводы, что следует сохранить в тайне нюансы и детали того или иного заказа. Тем самым, и здесь существует риск свести на нет весь смысл закона, насытив его бесчисленными исключениями.

Беспокоит и тот факт, что проект содержит значительное число отсылок к разнообразным нормативным актам, которые должны быть приняты только в будущем. Смущает не только то обстоятельство, что на данный момент содержание этих документов неизвестно и сроки их разработки ничем не ограничены, но и то, что разрабатываться они будут опять ведомственно. То есть степень пресловутой информационной прозрачности будет не столь высока, как в случае включения тех же норм в текст самого закона. Иллюстрацией к этому может служить, например, пункт 3 статьи 1 проекта, в соответствии с которым порядок определения совокупной доли участия государства и муниципального образования в уставном капитале организаций, подпадающих под действие закона, утверждается органом власти, уполномоченным Правительством РФ. Сейчас неизвестно, что это будет за орган и какой он установит порядок определения доли. А ведь именно от этого будет зависеть круг тех организаций, которым предстоит работать согласно новому закону.

Прогноз

Проект может оказаться действительно полезным инструментом в борьбе против тех злоупотреблений, которые разъедают сегодня всю систему госзакупок. Однако это достижимо только при условии, что законопроект не станет жертвой типичных бюрократических приемов – разнообразных исключений, отсылок к ведомственным нормативным актам, неясностей в определениях и т.д. В противном случае принятие еще одного акта только лишь увеличит ставший, увы, привычным хаос в сфере госзакупок. 

новости по теме

ЭТП на продажу

как изменения закона скажутся на площадках?

Должен? Простим

Поможет ли малому бизнесу списание неустоек?

На что жалуемся?

Эксперты прокомментировали динамику жалоб на торги

Аналитика закупок

С какими заказчиками работают мои конкуренты?

спецпроекты

Наши партнеры