Новая система финансирования гособоронзаказа нацелена на прозрачность расчетов

Новая система финансирования гособоронзаказа нацелена на прозрачность расчетов
10/09/2015 21 : 06

Задействование новых законодательных механизмов позволит усовершенствовать ценообразование в системе государственных оборонных заказов (ГОЗ), но даже сейчас объемы оборонзаказа России растут.

В сравнении с 2013 годом в 2014 году объем ГОЗ вырос в 1,25 раза и составил 1,6 трлн рублей.  За период 1991-2014 годов впервые был достигнут показатель освоения целевых средств в размере 99%. Также, согласно отчетности за прошедший год, существенно повысился уровень реализации — до 97%.

Что же касается нынешнего 2015 года, то коэффициент исполнения заказов «оборонки» достиг показателя 38%, но в Минобороны уверены, что до конца года ведомство сможет перекрыть плановую отметку. Выполнимой министерство считает и задачу президента России об оснащенности армии современным оружием и техникой — на данный момент этот показатель составляет 30%, а в не которых видах войск он доходит до 70% и выше.

Замминистра обороны Юрий Борисов рассказал об успехах конструктивного диалога с промышленниками и постепенном уходе ценовых войн на рынке ГОЗ. Но там все еще есть ряд проблем, решать которые нужно сообща. Одной из них замминистра называет проблему нецелевого расходования бюджетных денег подрядчиками оборонзаказов.

После прошлогоднего проведения анализа расходов предприятий, которые постоянно нарушали сроки поставок, Минобороны выявило нарушения, связанные с направлением выделяемых на госзаказы авансов не на само производство, а на другие цели — погашение кредитов, выдачу займов физлицам на беспроцентной основе, перечисление средств на депозиты. Благодаря в том числе и таким фактам в системе гособоронзаказа в 2015 году была введена новая система государственного регулирования цен, был обновлен Федеральный закон о гособоронзаказе, а также введена отдельная глава о ГОЗ в ФЗ о промполитике.

Сейчас цена контрактов госзакупок ГОЗ жестко привязана к прогнозным расчетам, которыми следует руководствоваться при расчете ежегодного объема закупок продукции ОПК. Если же госзакачик заключает контракт с единственным поставщиком, то его стоимость должна быть согласована в Федеральной службе по тарифам еще до заключения сделки. Если заказчик не обосновал завышение цены относительно прогнозной, ее пересчитывают, задействовав аналоговые или затратные методы расчета.

Среди новых инициатив ГОЗ — введение принципа субсидиарной ответственности как главных подрядчиков, так и субподрядчиков 2-3 уровней за срыв или ненадлежащее исполнение госзаказа. Также, теперь заказчики должны разработать методические указания с расчетом цен, взяв за основу показатель рентабельности, составляющий 25% от затрат на изготовление продукции и ее реализации, а также показатель привлеченных средств в размере 1%. Минимальная прибыль военного и специализированного предприятия обозначена 5% уровнем от затрат предприятия.

Новый пакет инициатив был представлен президенту РФ 16 июня 2015 года. В нем также было предложено создать институт уполномоченных банков для сферы ОПК, в которых можно будет открывать счета для каждого отдельного госконтракта с уникальным идентификационным номером. По нему можно будет прослеживать всю цепочку расчетов по контракту госзакупки. Система будет представлять собой компьютерную программу, разработкой которой занимались в центре управления обороной РФ.

Татьяна Шевцова, заместитель министра обороны России, объяснила, что с помощью системы можно будет видеть, как и куда расходуются авансы гособоронзаказов, что позволит регулировать политику финансирования. Также контрольные органы и причастные к госзаказу участники рынка смогут отслеживать выполнение поставленных задач субподрядчиками 2-4 уровней, видеть выполнены ли ими те или иные работы.

Новая система поможет обеспечить прозрачность денежных переводов в ГОЗ и снизит риски использования в системе госзакупок фирм-однодневок, уверена Шевцова.

Система госрегулирования цен была задействована 1 сентября 2015 года. На первых порах работы с ней не исключены различные сбои, но них будут оперативно реагировать и исправлять.

Банки же опасаются, что такой подход к регулированию финансов может привести к банкротству некоторых организаций, которые раньше использовали авансы госконтрактов для погашения других своих задолженностей. Ассоциация региональных банков совместно с Союзом промышленников и предпринимателей России намерена подать в правительство просьбу об отсрочке введения правок в законодательство. Одно из опасений промышленников вызывает необходимость обслуживаться только в 3 указанных правительством банках, которые, согласно закону, не обязаны выдавать займы по ГОЗ.

В Минобороны опровергают такие опасения, говоря, что у 2 и 3 уровней кооперации проблем с кредитованием не будет, так как норма об обслуживании в избранных банках касается лишь основного исполнителя. Более того, в ведомстве был проработан и разрешен список операций, которые раньше подпадали под категорию сомнительных. Теперь можно, например, списывать средства для выдачи зарплат, так как новые правила гарантируют, что такие отчисления заказчик сможет держать под контролем.

Новая межведомственная система распространяется только на платежи, которые начали выдаваться Министерством обороны с 1 сентября 2015 года. То есть, расторгать ранее заключенные договора или переводить деньги на новые спецсчета не нужно.

новости по теме

Занимательная математика:

систему госзакупок будут измерять через "СПАРК-Маркетинг"

Рост малых:

как новые квоты закупок отразятся на МСП?

Культурный госзаказ

Учреждениям культуры упростят закупки

Соломки не подстелить

Почему МВД не может закупить страховки?

спецпроекты

Наши партнеры