Минэкономики собралось взять под контроль триллионный рынок госзакупок ГУПов и МУПов

Минэкономики собралось взять под контроль триллионный рынок госзакупок ГУПов и МУПов
21/07/2015 20 : 38

Введение нового законопроекта Минэкономики может заставить последний крупный сегмент госзакупок МУПов и ГУПов, в котором преобладают неконкурентные виды торгов, проводить их по более жестким правилам.

Стоит отметить, что рынок государственных и муниципальных унитарных предприятий (ГУПов и МУПов) оценивается суммой 2 трлн рублей. После регламентации проводимых им торгов министерство планирует унифицировать действия и всех остальных госзаказчиков.

Документ, ужесточающий правила проведения госзакупок унитарными предприятиями был разработан по поручению правительства 5 мая 2015 года, которому сейчас он направлен на утверждение.

Согласно нынешнему законодательству о закупках, МУПы и ГУПы должны закупаться по закону 223-ФЗ, положения которого позволяют госзаказчикам устанавливать свои условия тендеров и правила  отбора участников согласно особенностей ведения собственной хозяйственной деятельности. Это, в какой-то мере, оставляет возможность некоторым заказчикам осуществлять коррупционный сговор. Например, заказчик может замаскировать закупку у единственного поставщика под один из различных способов закупок, доступных по 223-ФЗ. В 2014 году по закупке у единственного поставщика прошло 20,1% всех госзакупок МУПов и ГУПов, а на иные способы торгов пришлось 62,3%. Эти данные свидетельствуют о низкой прозрачности и отсутствии конкуренции, отмечают представители Минэкономики.

На данный момент в РФ зарегистрировано 8,2 тыс. МУПов и 3,7 тыс. ГУПов. Их совокупный объем закупок за прошлый год составил1,844 трлн рублей. Из них:

  • 43% ушло на закупки строительной продукции;
  • 31% - на закупки услуг и изделий обрабатывающих предприятий;
  • 7,13% суммы было потрачено на услуги, связанные с недвижимостью и коммерческой деятельностью;
  • 4% унитарные предприятия потратили на услуги финансовых посредников.

Самыми крупными госзаказчиками в прошлом году были ФГУП «Спецстройинжиниринг» и ГУП «Московский метрополитен».

Законопроект Минэкономики ФАС и Минфин согласовали без замечаний. Позже должны быть даны заключения Министерства юстиции и Института законодательства и сравнительного правоведения.

Любовь Соболь, юрист Фонда борьбы с коррупцией, отметила необходимость распространения на закупочную деятельность МУПов и ГУПов нормы более жесткого закона 44-ФЗ. Юрист рассказала, что ее фонд не раз обращался в ФАС с жалобами на закупки унитарных предприятий, но тогда у ведомства не было оснований расследовать факты недобросовестности заказчиков — по нормам 223-ФЗ их действия считались правомерными.

Александр Шамрин, проректор Высшей школы экономики, не считает, что нормы 44-ФЗ нужно распространять на все унитарные учреждения - достаточно будет привлечь к ним отдельные категории. Шамрин считает, что некоторые ГУПы и МУПы и так вынуждены экономить на госзакупках, так как они предоставляют услуги и оптимизируют их себестоимость. К ним относятся транспортные и ЖКХ унитарные предприятия. Другая же часть ГУПов и МУПов действительно нуждается в повышении контроля со стороны государства, соглашается проректор.

Любовь Соболь согласна с тем, что Министерство экономики действует в верном направлении, но начатое нужно доводить до конца, считает она. МУПы и ГУПы — не последняя категория рынка госзакупок, не подвластная контролю госведомств. Вне действия законов 223-ФЗ и 44-ФЗ сейчас осуществляют закупки автономные некоммерческие организации. К ним относится, например, организатор Универсиады в Казани, который в 2013 году провел госзакупки на сумму 300 млрд рублей. Также бесконтрольно закупаются ФГУПы Спецстроя, один из которых, кстати, выступал подрядчиком работ по ремонту недавно обрушившейся казармы, о чем мы писали раннее.

Евгений Елин, курирующий вопросы, связанные с госзакупками, в Минэкономики, пояснил журналистам издания «КоммерсантЪ», что опасения вызывает не количество МУПов и ГУПов в секторе госзакупок, а масштабная проблема проведения финансов через эти предприятия на бюджетные стройки в качестве субсидирования. Такая схема используется власть имущими для бесконтрольного заключения контрактов с единственным поставщиком или по 223-ФЗ на миллиардные суммы. Что же касается бесконтрольности проведения закупок автономными учреждениями и некоммерческими организациями, этот вопрос в министерстве не обсуждался, сообщил Елин, но они также станут предметом изучения, уверил он.

новости по теме

Закупки в "оборонке" засекретят

Не отпугнет ли это инвесторов?

Не ваш размер:

какими должны быть лоты

Занимательная математика:

систему госзакупок будут измерять через "СПАРК-Маркетинг"

Рост малых:

как новые квоты закупок отразятся на МСП?

спецпроекты

Наши партнеры