Проблемы импортозамещения продукции судостроительной отрасли РФ

Проблемы импортозамещения продукции судостроительной отрасли РФ
06/07/2015 20 : 36

Большинство производимых в России суден составлено из зарубежных комплектующих, отечественные в них — только корпусы. Чтобы обеспечить импортозамещение всей "начинки", правительство РФ решило предпринять ряд мер.

Стоит отметить, что основная часть стоимости судна — это как раз его «начинка», состоящая из судовых машин и приборов. Их закупка у иностранных компаний, как у основных поставщиков, ведется со времен распада СССР.

Дмитрий Рогозин на заседании Морской коллегии, проведенном 2 июля 2015 года, высказал мнение, что основные причины сложившейся ситуации в физическом и моральном устаревании мощностей отечественных заводов. Не последнюю роль в этом играет и закладывание еще на ранних этапах проектирования суден использование именно иностранных комплектующих.

Согласно приведенным Дмитрием Рогозиным данным, на сегодняшний день основной фонд производственных предприятий судового машиностроения и приборостроения изношен более чем на 70%. Трудозатраты на комплектующие суден на отечественных предприятиях превышают зарубежные в 3-5 раз при увеличенной длительности производства в 2,5 раз. Это делает российские предприятия неконкурентными на госзакупках, склоняя заказчиков к приобретению иностранной номенклатуры.

С другой стороны, именно отсутствие заказов от государства и не дает предприятиям провести полномасштабную модернизацию. Этот «порочный круг» за десятилетия своего существования довел судостроительную отрасль страны до «отверточной сборки», когда российские специалисты просто устанавливают в российские корпусы кораблей иностранные приборы и машины.

Дмитрий Рогозин в качестве меры для преодоления таких сложностей предложил Морской коллегии в скорейшее время переориентировать конструкторские бюро, проектантов, судостроителей и заказчиков России на внедрение в государственные закупки продукции отечественного судостроения.

Андрей Дутов, замминистра промышленности и торговли, видит на этом пути проблему низкой серийности изготавливаемой в России продукции. Чтобы повысить этот показатель, необходимо объединить мощности всех связанных с судостроительной отраслью предприятий. Также Дутов считает, что необходимо уделять больше внимания унификации и стандартизации производимых комплектующих.

В этом плане стоит отметить, что до 2016 года в России должна быть завершена разработка всей номенклатуры дизельных судовых двигателей. Но чтобы достичь серийности их производства, целесообразно создать единое производство комплектующих и агрегатов, считает замминистра.

Сейчас правительство рассматривает возможность создать в России новый концерн «Судовое машиностроение». Этот вопрос должны проработать в Минпромторге и ОАО «Объединенная судостроительная компания» (ОСК). К обсуждению реализации проекта приглашаются представители всех заинтересованных органов исполнительной власти. Решение вопроса должно быть доложено в Морскую коллегию в четвертом квартале 2015 года.

Концерн «Судовое машиностроение» должен представлять собой объединение организаций и предприятий, способных обеспечить производство в России современного и конкурентоспособного судостроительного оборудования.

Алексей Рахманов, президент ОСК, не поддерживает идею Моской коллегии о создании единого судостроительного концерна. Ни целей, ни названий предприятий, которые должны быть включены в него, названы не были. Как глава ОСК Рахманов заверил присутствующих, что сможет и сам разобраться с подразделениями своей компании. В этом направлении его предприятие ведет работу уже давно, и для создания такого центра сейчас подбирается соответствующая площадка. Предположительно, ею станет «Пролетарский завод».

В контексте работы Министерства промышленности и торговли над этим вопросом Андрей Дутов заявил, что сейчас разрабатывается список комплектующих и оборудования, производимых российскими предприятиями. Их включение в проекты строительства судов может дать им статус российской продукции, что позволит поставщикам не только участвовать в госзакупках России, но и получить от государства поддержку.

Помощь государства судостроителям
В плане поддержки судостроителей Минтранс и Минпромторг России разработали механизмы, призванные стимулировать строительство кораблей в РФ.

Одна из мер господдержки — предоставление грантов на утилизацию старых судов. Грант представляет собой единовременную выплату и может быть использован только для строительства нового судна в России. Условие для утилизации судна — его возраст от 30 лет и нахождение в собственности судоходной компании от 3 лет. Получить грант можно будет только после завершения строительства нового судна.

При расчете суммы гранта будут учтены следующие характеристики судна:

  • дедвейт;
  • валовая вместимость;
  • пассажировместимость;
  • мощность.

Согласно предварительным оценкам, сумма гранта должна составлять не меньше 10% от общей стоимости нового корабля и будет соответствовать цене продажи утилизованного судна на вторичном рынке, что станет стимулом для судовладельца не продавать судно, а утилизовать его.

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли России, рассказал, что на программу финансирования утилизации суден в период 2017-2030 годов планируется выделить больше 10 млрд рублей.

Вторая мера господдержки отечественного судостроения — предоставление российских судов в лизинг по льготной ставке. Реализация такого механизма, по словам Мантурова, будет реализована посредством докапитализации одной или нескольких выбранных лизинговых компаний. Заручившись господдержкой, такие компании будут закупать корабли у отечественных верфей и передавать их в оперативный лизинг по льготным ставкам. На госпрограмму в 2016 году запланировано выделить 3,5 млрд рублей.

Виктор Чирков, главнокомандующий ВМФ России, заявил на заседании Морской коллегии, что помимо выполнения вышеперечисленных мер, также необходимо повысить качество продукции отечественных заводов, ее стоимости и уменьшения сроков производства. Сейчас, например, российские дизельные и газотурбинные энергетические установки значительно уступают иностранным аналогам по качеству, подчеркнул Чирков. Но даже они по большей своей части состоят из зарубежных составляющих, несмотря на значительные расходы государства на программу импортозамещения продукции судостроительной отрасли.

новости по теме

Электронных аукционов может стать намного меньше

В Госдуме предложили ограничить их число

Российским чиновникам – российскую мебель

Правительство запретило закупать иностранную мебель

В ЕИС заработал Каталог товаров и услуг

Эксперты прокомментировали тестовую версию

спецпроекты

Наши партнеры