Создание министерства госзакупок начнется со сбора информации о ценах

Создание министерства госзакупок начнется со сбора информации о ценах
16/05/2011 18 : 50

Единственный способ снизить расходы федеральных ведомств на госзакупки - создать федеральную контрактную систему (ФКС), считает Минэкономразвития. В качестве первого этапа оно предлагает учредить центр ценовой информации, где собирались бы данные о стоимости приобретаемых в рамках госзаказа продукции и услуг

Много заданий

Еще на первом же этапе создания ФКС предлагается сделать методический центр, который будет содержать библиотеку типовых контрактов и лучшие контрактные практики.

Задание на 15% снизить расходы федеральных ведомств при проведении госзакупок появилось после выступления президента Дмитрия Медведева 30 марта в Магнитогорске на заседании комиссии по модернизации. Решение этой задачи, по мнению главы государства, помогло бы вернуть ставки страховых платежей с нынешних 34% фонда заработной платы к прежним 26%.

Проект закона о ФКС стал плодом раздумий Минэкономразвития над выполнением другого задания Медведева, высказанного в послании Федеральному Собранию в конце прошлого года. Тогда глава государства поручил правительству «начать работу над новой редакцией закона о госзакупках». Главным противникам создания отдельного ведомства для контроля госзакупок — Минфину и Федеральной антимонопольной службе (ФАС), казалось, уже почти удалось заблокировать инициативу Минэкономразвития. Но, судя по всему, отказываться от своих планов Минэкономразвития не намерено.

В распоряжении «МН» оказался подготовленный в ведомстве Эльвиры Набиуллиной проект правительственного доклада президенту о механизмах выполнения поручения о 15-процентном снижении объема федерального госзаказа. В начале мая он был отправлен в правительство. По мнению подписавшего письмо врио министра Станислава Воскресенского, экономии госсредств будет способствовать ряд уже принятых и предполагаемых в ближайшем будущем мер по изменению 94-ФЗ.

Меры приняты

Так, скоропалительно принятый в апреле закон 79-ФЗ с поправками к закону о госзакупках уже требует от заказчиков обоснования начальной цены контракта. Переход с 2010 года на проведение торгов для федеральных заказчиков на электронных аукционах позволил увеличить экономию госсредств более чем на $100 млрд (в 2,2 раза по сравнению с 2009 годом). С 2011-го электронные аукционы стали обязательными для региональных и муниципальных заказчиков. В Мин­экономразвития рассчитывают на аналогичный эффект и для местных бюджетов.

С 1 января этого года начал функционировать сайт zakupki.gov.ru как единая общероссийская площадка размещения информации о госзаказах. Их объем к маю превысил 1 трлн руб. Кроме того, уже согласовано всеми ведомствами требование к госструктурам формировать трехлетние планы проведения госзакупок с обоснованием их необходимости.

«Достижению наибольшей эффективности мероприятий по снижению затрат на госзакупки будет способствовать формирование ФКС», — настаивает Минэкономразвития. В частности, в ее рамках предлагается расширить способы размещения заказа, ввести предквалификационный отбор потенциальных исполнителей для участия в торгах.

Разногласия

Минэкономразвития утверждает, что «в настоящее время федеральными органами власти вырабатываются общие подходы к формированию ФКС, в том числе к созданию ее организационной структуры управления». Первым этапом на этом пути должно стать формирование центра ценовой информации, который займется мониторингом и анализом цен на закупаемую продукцию, «в том числе учитывающих конъюнктуру зарубежных рынков». Одной из задач центра цен будет «ограничение необоснованных затрат заказчиков на дорогие товары путем нормирования госнужд». Повысить уровень техзаданий призваны методический центр и библиотека типовых контрактов.

Однако из письма Воскресенского понятно, что идея ФКС по-прежнему воспринимается ведомствами неоднозначно. Центр ценовой информации и методический центр не упоминаются в тексте проекта доклада президенту, согласованного замглавы Минфина Сергеем Шаталовым.

Вряд ли планы их создания будут одобрены и в ФАС. «У нас была идея сделать нечто вроде ценового центра на основе независимого регистратора», — заявил «МН» начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС Михаил Евраев. Но он возражает против формирования отдельного методического центра ФКС. «Можно расплодить много центров, чиновников, платить им зарплату. Чем тогда Минэкономразвития будет заниматься? Это его работа», — убежден Евраев.

Зачем нужны центры

Напротив, эксперт по госзакупкам Иван Бегтин видит в предложениях Минэкономразвития рациональное зерно. «Своих специалистов по закупкам у них нет. Вся методологическая работа закупается по разным НИРам и НИОКРам», — обращает внимание эксперт. Он считает крайне важным увеличение кадрового состава и, главное, повышение профессионализма занятых регулированием процесса госзакупок чиновников.

Необходимы и информация о ценах контрактов, в том числе у соседей по СНГ, и повышение качества и, главное, статуса методической работы. Разъяснения в виде писем министерства имеют низкий правовой статус, часто не признаваемый судами, напоминает Бегтин. Другое дело, что эксперт не уверен, должно ли это быть отдельное госведомство, или часть существующей структуры, или по примеру многих других стран лучше отдать эту работу на аутсорсинг бизнес-структурам.

Экономия — это просто

Идеология формирования ФКС в версии Минэкономразвития и задача президента по 15-процентной экономии имеют разные стратегические цели. Президент хочет просто сократить госрасходы и благодаря этому снизить фискальную нагрузку на экономику. ФКС в представлении Минэкономразвития призвана обеспечить качественное исполнение контрактов по госзаказу, что может привести и к увеличению расходов бюджета. Признаки этого противоречия есть и в отправленном в правительство документе. В нем Минэкономразвития предлагает «создать мотивирующие стимулы», для чего «предоставить заказчикам большую гибкость в распоряжении формируемой у них экономии бюджетных средств».

Пока стройная система повышения эффективности госзакупок куется в различных федеральных ведомствах, Минэкономразвития предлагает самый простой способ выполнения задания президента: потребовать от всех ведомств сократить свою «закупочную деятельность» в 2011 и 2012 годах на 15%.

Такая экономия вполне достижимый результат. Например, по итогам прошлого года федеральные ведомства сэкономили 13,9% средств, выделенных на закупки путем проведения торгов и запроса котировок. Региональные заказчики оказались еще более бережливыми, сэкономив бюджетам 14,3% денег, выделенных на закупки для удовлетворения своих нужд. В целом действующая система госзакупок помогла сохранить в 2010 году почти 270 млрд бюджетных денег, следует из письма Минэкономразвития.

новости по теме

Госзакупки по каталогу с декабря

Реально или не очень?

Дьявол в деталях:

ВС рассмотрит различия между 223-ФЗ и 44-ФЗ

Обсуждать или не обсуждать

Рассматривать ли общественным советам акты о закупках?

Назад в будущее:

почему ФГУПы и МУПы возвращаются к 223-ФЗ

спецпроекты

Наши партнеры