В Прикамье разработают специальную документацию для госзакупок дороже 3 млн руб.

В Прикамье разработают специальную документацию для госзакупок дороже 3 млн руб.
24/02/2014 10 : 27

С 2014 года в структуре правительства Пермского края появилось новое министерство - по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Оно создано на базе агентства по госзакупкам. Такая реформа потребовалась из-за ведения ФЗ №44 \"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд\". Интервью министра по госзакупкам Сергея Пономарёва

Российские чиновники никак не могут избавиться от тяги к роскоши. "Общероссийский народный фронт" в рамках проекта "За честные закупки" опубликовал рейтинг городов и регионов, где чиновники потеряли всякую скромность при покупке служебных автомобилей. Например, гордума Владивостока приобрела автомобиль Toyota Land Cruiser 200 за 3,434 млн рублей! Умерит ли новый федеральный закон аппетиты чиновников и станет ли система госзакупок более прозрачной, министр по госзакупкам Сергей Пономарёв рассказал в интервью газете "Пермские губернские ведомости".

Скромнее!

- Сергей Александрович, как вы считаете, нужно ли установить некий официальный потолок, который заставит чиновников не забывать о скромности?

- На государственном уровне должны появиться нормативы, в рамках которых должны осуществляться все госзакупки. И в новом Федеральном законе №44 ФЗ "О контрактной системе" такие рамки уже задаются. По аналогии с крупными корпорациями - "Газпромом" или "Транснефтью" - будут определены предельные значения цен для приобретения тех или иных товаров. Также будут установлены жесткие характеристики для закупаемых товаров, работ, услуг, нормативные затраты на обеспечение функций госорганов. Создадут и перечни - кому что положено. В компаниях, например, прописано, что директору отдела положены такой-то автомобиль и кабинет, руководителю филиала - такой-то, классом выше. По иерархии. Подобные документы для чиновников разрабатываются сейчас и на федеральном уровне: предполагается исключить закупки предметов роскоши для чиновников разного уровня власти. Так, в соответствии с проектом постановления Правительства РФ, разработанным Минэкономразвития РФ, по 44-му ФЗ стоимость авто планируют ограничить суммой 3 млн рублей.

- Получается, что если сейчас чиновник очень захочет золотой стул и дверь в кабинет из редкого дерева, его прихоти никто не ограничивает?

- Действительно, сейчас верхнего порога "желаний" нет - его только собираются установить. Однако и сегодня просто так ни золотой стул, ни дверь не купишь - подобные вещи согласуются с Законодательным собранием, и каждая статья бюджета оговаривается. И получить через процедуру госзакупки даже не золотой, а позолоченный стул, в принципе, можно, если такую покупку убедительно обосновать - например, если такой реквизит нужен театру и актерам. Но, конечно, не чиновнику.

Закупки по плану

- В чем принципиальные новшества 44-ФЗ?

- В отличие от 94-ФЗ, он регламентирует полный цикл закупки: не только выбор поставщика (исполнителя), но и планирование закупки и контроль за исполнением контракта. Так, с 2016 года органы власти будут формировать общий план закупок на три года вперед и ежегодный более подробный график с указанием характеристик лота. При этом поправки к плану-графику можно вносить не позже, чем за десять дней до проведения торгов. Это делается, чтобы бизнес мог также планировать свою работу. При этом в КоАП будет зафиксировано, что при изменении параметров более чем на 10% заказчик понесет ответственность. Прежде бывало, что, например, при объявленных 500 процедурах добавлялось еще 500 объявлений. А позже в 300 из них вносились дополнительные изменения параметров или сроков закупки. То есть эффективность планирования составляла от 30 до 50%. Какие-то предприятия вовремя замечали, к примеру, что Пермский край в нынешнем году закупать томографы не планирует, - и вычеркивали нас из списка. А кто-то, наоборот, мониторил ситуацию постоянно и грамотно пользовался такими неожиданными объявлениями, изменениями. Поэтому часто возникали ситуации, когда на участие в конкурсе или аукционе поступала одна заявка и участвовал в нем один заявитель. Также в новом 44-ФЗ добавились такие процедуры, как двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос цены предложения, прописаны антидемпинговые меры, снят верхний лимит по закупке услуг у представителей малого бизнеса и так далее.

- На 94-й закон было очень много нареканий. Главное из них - закон перестал эффективно защищать систему госзакупок от коррупции.

- Сразу оговорюсь: я не считаю 94-ФЗ из рук вон плохим. И при нем можно было работать на результат. Предположим, что объявлен тендер на ремонт помещения. Кстати, это одна из самых популярных категорий госзакупок. В документации четко расписано, какого качества обои я хочу, какую краску и так далее. И вот во время торгов мы наблюдаем серьезное падение цены - в два раза от средней по рынку. В этом случае очевидно, что поставщик или неадекватно оценил свои возможности - и не справится со взятыми обязательствами, или планирует на чем-то "сэкономить" и сделать работу некачественно. В таких случаях можно даже съездить на предприятие, которое желает стать поставщиком, и посмотреть, как там работают. Немаловажную роль играет и контракт, который разрабатывает заказчик. Перед подписанием бумаг подрядчику нужно жестко указать на его ответственность за качественную поставку каждого гвоздя в установленный срок. Затем следить за исполнением контракта и не подписывать акт приемки, если качество не соответствует условиям контракта. При этом не рекомендуется предусматривать предоплату за выполняемые работы, хотя такое часто бывает. В общем-то и при ФЗ-94 эффективный руководитель всегда грамотно прописывал требования к объекту закупки и критерии оценки - и получал тот результат, который заказывал: по самой дешевой цене покупал качественную продукцию, а сэкономленными средствами мог распорядиться по своему усмотрению.

Пересчитать карандаши

- Увеличивается ли в Прикамье объем региональных и муниципальных закупок?

- В 2012 году в Пермском крае на госзакупки было израсходовано почти 43 млрд рублей, в 2013-м - больше 57 млрд рублей. Увеличение суммы на 35% я связываю с тем, что заказчики пытались в конце прошлого года как можно больше закупить по уже обкатанному и знакомому 94-ФЗ, а не 44-ФЗ, где множество подзаконных актов еще не готово. Первые закупки по свежему документу в Пермском крае планируем провести в конце февраля. Отмечу, что 80% бюджета приходится на закупки с ценой контракта свыше 3 млн рублей.

- Понятно, что это рынок, на котором есть за что побороться. Но почему до 30% всех контрактов до сих пор заключаются с единственным участником торгов? Где конкуренция за заказ и за деньги?

- Во-первых, многие заявки на начальном уровне отсеивались из-за несоответствия техзаданию. Во-вторых, некрупные лоты не всегда интересны бизнесу - вот и выходит, что изначально заявляется только один участник, при этом его заявка соответствует требованиям заказчика. Сейчас для всех заказов до 100 тысяч рублей и заказов учреждения культуры и образования до 400 тысяч рублей мы формируем интернет-площадку, отдельный блок на сайте "Госзаказ Пермского края" под названием "Информационно-маркетинговый центр". Там будут собраны извещения о "малых" закупках всех региональных заказчиков. Причем их обязанность проводить закупки через региональный сайт установим нормативным правовым актом Пермского края. А всех поставщиков и подрядчиков, желающих подать заявку на нашем сайте, будем аккредитовывать. Таким образом, на видимую всем заявку для приобретения даже двух коробок карандашей смогут заявляться несколько поставщиков. Благодаря этому модулю рассчитываем получить экономию в 20-25 млн рублей. Всего же объем так называемых малых закупок составляет порядка 2 млрд рублей ежегодно. Учитывая, что эти закупки осуществлялись без каких-либо конкурсных процедур, через прямой договор с поставщиком, которого заказчик сам определял, то внедрение этих закупок будет способствовать не только эффективному расходованию бюджетных средств, но и развитию конкуренции.

- Новый 44-ФЗ не позволяет заказчику подписывать контракт с единственным участником торгов, даже соответствующим всем требованиям техзадания. Какие варианты есть взамен?

- Если конкурс не состоялся, можно провести повторный. А если не состоялся электронный аукцион, то можно провести новую процедуру "запрос предложений". Либо региональный заказчик может обратиться в министерство (отмечу, что в муниципалитетах отдельно созданы свои органы контроля). Оно проверит закупку на отсутствие ограничивающих конкуренцию факторов, и после этого торги даже с одним участником могут быть все же согласованы и признаны состоявшимися. Но к приемке товаров, работ или услуг по такому контракту заказчик обязан привлечь "внешнего" эксперта.

- Для каких заказчиков централизуются закупки, которые проводит ваше министерство?

- Это 39 органов исполнительной власти: все министерства и ведомства, а также 354 казенных и бюджетных учреждения. Что касается муниципальных закупок, то их осуществляют порядка 3,5 тысячи заказчиков, и они не централизуются на уровне края. Также самостоятельно осуществляют закупки суды, прокуратуры и другие федеральные заказчики - то есть через нас они не проводят ничего.

- По системе госзакупок региональные власти приобретают почти все: от канцелярских товаров до крупных лотов по ремонту дорог. Какие закупки были самыми крупными в минувшем году?

- Реконструкция шоссе Космонавтов - цена вопроса более 1 млрд рублей, и по этой закупке даже проходили общественные слушания. В конце года объявлен электронный аукцион на строительство автомобильной дороги "Восточный обход Перми" - это сумма порядка 1,2 млрд рублей. А вообще традиционно львиная доля закупок приходится на министерство здравоохранения. Это лекарственные препараты для федеральных и региональных льготников, медицинское оборудование (томографы, УЗИ, ИВЛ и т. п.), а в минувшем году существенно обновлен автопарк автомобилей скорой помощи, приобретены передвижные ФАПы. Министерство образования в прошлом году также обновило автопарк, закупив порядка 60-80 школьных микроавтобусов. В этом году вскоре через закупки определим подрядчиков на ремонт автомобильных дорог Кудымкар - Соликамск, Полазна - Чусовой, на Горнозаводск. Также планируется закупка автоматизированных приборов контроля экологии воздуха, техобслуживание томографа, услуги рентгена для краевой больницы и так далее.

Тотальный контроль

- Как складываются у вашего министерства отношения с УФАС по Пермскому краю, которое так щепетильно контролирует сферу госзакупок?

- В свое время по закону 94-ФЗ ФАС наделили дополнительными функциями контроля за госзакупками. За восемь лет действия закона мы накопили целый банк данных принятых антимонопольщиками решений. Сейчас мы проанализируем принятые решения и сформируем правоприменительную практику для 44-ФЗ. Кстати, в 2013 году лишь несколько решений было принято не в нашу пользу, остальные жалобы признаны необоснованными. А проверки, которые проводились в агентстве/министерстве разными ведомствами, не выявили никаких нарушений.

В то же время в 2012-2013 годах ни одно решение УФАС мы тоже не обжаловали. Мы постоянно консультируем друг друга, то есть между нами рабочие отношения. Помимо УФАС госзакупки по факту исполнения проверяет Контрольно-счетная палата региона. Эти проверки проводятся уже после финансовых операций, когда ничего уже нельзя изменить. К процессу подключен и Минфин. Сейчас вводятся понятия контроля финансового органа, внутреннего финансового контроля и аудита. Кроме того, региональные министерства в рамках ведомственного контроля будут проверять закупки своих подведомственных учреждений - больниц и школ. Сам заказчик должен контролировать исполнение контракта, в том числе привлечение субподрядчиков и соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

- А зачем агентство по госзакупкам было переименовано в министерство и какие задачи на вас возложены в связи с повышением статуса?

- Нам нужно развивать контрактную систему и добросовестную конкуренцию. Агентство могло лишь осуществлять правоприменение закона, то есть быть уполномоченным органом на осуществление централизованных закупок. А чтобы вырабатывать государственную политику в области госзакупок, необходимо министерство, имеющее на это полномочия. То есть сейчас мы можем издавать какие-то нормы на региональном уровне для Пермского края, а в случаях, установленных 44-ФЗ, - выполнить обязанность, возложенную на субъекты РФ. При этом за министерством сохранены функции уполномоченного органа на определение поставщиков для краевых государственных заказчиков.

- В некоторых субъектах РФ решили, что такой госорган должен отвечать за все закупки - от мелких до крупных, но лишь через создание и осуществление закупок на единых комиссиях...

- Для Прикамья смысла в таком подходе не вижу. Должно быть управление бюджетом закупки. С этого, кстати, и начинало свою деятельность агентство: экспертиза формирования начальной (максимальной) цены контракта, изучение рынка. Ведь стоимость может быть завышена, если заказчик заинтересован получить так называемый откат... Кроме того, мы проводили экспертизу технического задания - чтобы не было ограничивающих факторов и "заточки" под одного участника. Сейчас в министерстве мы особо заострим внимание на крупных заказах - разрабатываем конкурсную и аукционную документацию для закупок с ценой свыше 3 млн рублей. При этом важнее всего установить такие требования, чтобы было максимальное число участников торгов.

- А вы что-то для своего нового министерства уже закупили?

- Канцтовары. Обновили часть компьютерной техники. Ремонт делать не планируем.

Досье

Сергей Пономарёв родился 15 июля 1976 года в Свердловске. В 1993 году окончил среднюю общеобразовательную школу №132 Екатеринбурга. В этом же году поступил в Уральский политехнический институт (УПИ) на специальность "электрические машины". Свою трудовую деятельность начал в 1998 году мастером механического участка на заводе Уралэлектротяжмаш (УЭТМ). Прошел все ступени карьерного роста вплоть до директора производства трансформаторно-реакторного оборудования. В 2007 году перешел в группу компаний СВЭЛ на должность исполнительного директора, где проработал до августа 2012 года. С октября 2008-го по июнь 2010 года учился в Московском государственном университете (МГУ) и получил дополнительную квалификацию - мастер делового администрирования (МВА). В августе 2012 распоряжением губернатора Пермского края Виктора Басаргина назначен на должность руководителя агентства по государственным закупкам Пермского края. С 9 января 2014 года назначен министром по регулированию контрактной системы. 

новости по теме

Электронных аукционов может стать намного меньше

В Госдуме предложили ограничить их число

Российским чиновникам – российскую мебель

Правительство запретило закупать иностранную мебель

В ЕИС заработал Каталог товаров и услуг

Эксперты прокомментировали тестовую версию

По госзакупкам нужна обратная связь

Минфин создает сразу несколько экспертных советов

спецпроекты

Наши партнеры