У поставщиков правительства проверят гражданство

У поставщиков правительства проверят гражданство
20/01/2014 11 : 00

Госдума предлагает правительству быстро и довольно мягко решить вопрос с \"деофшоризацией\" госзакупок. В Госдуму вносится пакет законопроектов, согласно которому в госзакупках в РФ на стороне поставщика могут участвовать только юрлица, зарегистрированные на территории России, при этом вопрос о раскрытии бенефициаров и владельцев российских \"дочек\" иностранных компаний проект вообще не ставит

Новые инициативы по деофшоризации, о которых Владимир Путин сообщил в конце прошлого года, начали реализовываться на законодательном уровне. Соответствующий проект поправок к двум основополагающим для контрактной системы федеральным законам "О контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" поступил на рассмотрение Госдумы, 15 января правительство получило запрос из Госдумы об отзыве на этот пакет.

Деофшоризация была одной из главных тем в послании Владимира Путина Федеральному собранию: традиционно упоминаемая каждый год, в этот раз она была акцентирована больше обычного. Помимо прочего, причиной этому послужили кадровые перестановки в Кремле — ставший в 2013 году экономическим помощником президента Андрей Белоусов активно занимался этим направлением еще будучи главой Минэкономразвития. Впрочем, в послании основные идеи деофшоризации президент изложил в достаточно общем виде: он отметил, что доходы компаний иностранной юрисдикции должны подпадать под налогообложение РФ, кроме того, им необходимо ограничить доступ к мерам господдержки, включая кредиты ВЭБа и госгарантии. В более конкретном виде эти инициативы были изложены в указаниях Дмитрия Медведева — в частности, он поручил Минэкономики и Федеральной антимонопольной службе разработать законопроект по введению запрета на заключение с офшорными компаниями государственных или муниципальных контрактов.

При буквальной реализации введение такого ограничения могло бы существенно сократить участие в госзаказе всего крупного бизнеса РФ: большинство российских компаний из-за экспортного характера экономики в любом случае работают с иностранными юрисдикциями. Полностью же зарубежные компании на практике принимают участие в госзакупках крайне редко — чаще всего они действуют через дочерние организации, зарегистрированные на территории РФ. В тексте законопроекта, который был разработан членами комитета Госдумы по экономполитике единороссами Игорем Руденским и Игорем Игошиным, как раз такой вариант и указан: теперь участвовать в госзаказе сможет любое юридическое лицо, "зарегистрированное на территории РФ".

Это, по сути, и есть все содержание законопроекта: сейчас соответствующие положения законодательства предполагают участие в госзакупках "любых" юрлиц, что теоретически открывает возможность для прямого участия в конкурсах и аукционах бюджетной системы, например, компании, напрямую зарегистрированной в офшорной юрисдикции. Новое положение требует от участника госзакупок с иностранным участием или капиталом иметь дочернее юрлицо в РФ. Отметим, иные ограничения, в том числе с требованием обязательного раскрытия информации о собственниках и бенефициарах такого юрлица, могут вводиться иными законами, например законом о федеральной контрактной системе, однако законодатели предлагают пойти по самому простому пути, просто потребовав в обязательном порядке проводить все операции по госзакупкам только в рамках финансовой системы РФ, где они действительно более подконтрольны, чем в иностранной юрисдикции. 

новости по теме

ЭТП на продажу

как изменения закона скажутся на площадках?

Должен? Простим

Поможет ли малому бизнесу списание неустоек?

На что жалуемся?

Эксперты прокомментировали динамику жалоб на торги

Аналитика закупок

С какими заказчиками работают мои конкуренты?

спецпроекты

Наши партнеры