Унификация системы госзакупок с РФ поможет Беларуси выстоять в условиях членства России в ВТО - эксперт

Унификация системы госзакупок с РФ поможет Беларуси выстоять в условиях членства России в ВТО - эксперт
15/01/2013 11 : 37

Разработка новых механизмов единой промышленной политики Беларуси и России в рамках Единого экономического пространства должна вестись с учетом рисков ВТО и новых особенностей проведения государственных закупок, считает директор Института нового индустриального развития (Санкт-Петербург, Россия), доктор экономических наук профессор Сергей Бодрунов

Госзакупки как щит для производителей

По мнению С.Бодрунова, активное участие национальных производителей в государственных закупках на взаимной основе может стать для них своеобразной защитой от рисков в свете членства России в ВТО.

"Поскольку РФ не присоединилась к соглашениям ВТО по госзакупкам, она может вводить любые преференции для госзакупок на федеральном, региональном, муниципальном уровнях вплоть до запрета покупки импортной продукции, поддерживая, таким образом, отечественного производителя", - заявил С.Бодрунов в своей статье, опубликованной в "Экономическом бюллетене" НИИ Минэкономики Беларуси.

Он отметил, что в 2011 году в РФ была принята стратегия инновационного развития страны на период до 2020 года. Этот документ предусматривает использование механизма комплексной федеральной контрактной системы (ФКС), которая призвана создать единый цикл формирования и размещения госзаказа и исполнения государственных контрактов. Формирование контрактной системы по единым правилам, считает ученый, позволит в целом повысить эффективность госзаказа.

По его мнению, Беларусь должна более активно использовать свои возможности по участию в госзакупках в России, тем более что подписанные в рамках ЕЭП соглашения создают для этого все условия.

С.Бодрунов также полагает, что неприсоединение РФ к нормам ВТО в отношении государственных закупок создает как для российской, так и белорусской промышленности благоприятные условия в части уменьшения рисков для национальных производителей в условиях членства России во Всемирной торговой организации.

Тем не менее, считает ученый, некоторые нормы госзакупок нуждаются в корректировке, чтобы обеспечить более высокий уровень защиты промышленности обоих государств.

"В рамках ФКС необходимо предусмотреть льготы и преференции в отношении конкурентоспособных отечественных производителей. В ближайшие годы важно также разработать механизм быстрого взаимодействия отечественных организаций на последствия снижения пошлин из-за присоединения к ВТО, меры по ограничению импорта на отдельные товары на среднесрочную перспективу – 4-8 лет – и механизм тарифной защиты того или иного сектора национальной экономики или производителей отечественных технологий", - полагает С.Бодрунов.

"В 2012 году Россия вступила в ВТО, а это значит, что выполнение соглашений в рамках данной организации требует обновления единой промышленной политики Беларуси и России, в частности максимального использования современных методов и механизмов, применяемых странами ЕС, США и другими полноправными участниками ВТО", - считает ученый.

С.Бодрунов отмечает, что Беларусь и Россия проводят единую промышленную политику с момента создания Союзного государства, "хотя и далеко не в полном объеме". Об этом, в частности, свидетельствуют ежегодно составляемые топливно-энергетический баланс, прогнозные балансы по важнейшим видам продукции, прогнозы социально-экономического развития СГ и другие аналогичные документы. В настоящее время единая промышленная политика реализуется на основе норм Таможенного союза и ЕЭП, поэтому речь следует вести не о разработке такой стратегии "с нуля", а о переводе ее на новый качественный уровень, который будет преследовать активизацию инновационного развития экономик обоих государств, убежден директор Института нового индустриального развития.

Пока перевес в сторону России

Соглашение о госзакупках в ЕЭП вступило в силу с 1 января 2012 года; оно призвано обеспечить равный взаимный доступ субъектов хозяйствования Беларуси, России и Казахстана на национальные рынки госзакупок. Однако соглашение полностью не заработало, поскольку Беларусь не приняла до 1 января 2012 года новый закон о госзакупках, как того требовали договоренности.

Этот закон был подписан только летом 2012 года после прохождения всех необходимых парламентских процедур. Однако уже с 1 января 2012 года в Беларуси все государственные закупки были переведены на электронную площадку Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен.

В конце декабря 2012 года уполномоченным государственным органом по проведению госзакупок было определено министерство экономики Беларуси.

Как отмечают белорусские эксперты, длинные административные процедуры привели к затягиванию сроков принятия этого закона, что, в свою очередь, привело к утрате белорусскими производителями преимуществ в участии в госзакупках в России.

В то же время в Беларуси уже с января 2012 года правительством были установлены новые правила проведения госзакупок. В частности, была установлена приоритетность закупок товаров (а также работ и услуг) белорусского производства посредством применения преференциальной поправки в размере 15%, а для белорусских организаций общественных объединений инвалидов - в размере 25%.

С учетом имеющихся международных соглашений преференциальная поправка также была установлена и в отношении товаров (работ и услуг) из России.

Между тем, как отмечают опрошенные агентством "Интерфакс-Запад" представители ряда крупных промпредприятий, строительных и энергетических компаний, еще в конце 2012 года наметилась тенденция вытеснения белорусского бизнеса из этого сегмента торговли российским производителями.

По мнению белорусских участников госзакупок, действующая сегодня в республике нормативно-правовая база, а также решения ряда органов госправления способствуют тому, что "российскому бизнесу созданы более благоприятные условия участия в государственных закупках по сравнению с белорусскими предприятиями". "Если эта тенденция усилится и закрепится, может оказаться так, что российский бизнес с легкостью вытеснит из этой сферы белорусским конкурентам", - отмечают на ряде предприятий республики.

Простор для серого импорта

По мнению белорусских товаропроизводителей, одним из факторов, который препятствует их успешному участию в российских тендерах в рамках госзаказа, является "жесткая система организации производства, в особенности на госпредприятиях".

"Российский бизнес, который гораздо крупнее по оборотам, по объемам, выручке и своей позиции на мировом рынке, имеет еще и более гибкую структуру, поскольку, в основном, является частным или государство участвует там в определенной доле. Поэтому ему легче перестроиться, легче конкурировать на рынке", - отмечают представители госпредприятий.

Кроме того, собеседники агентства обратили внимание, что при осуществлении госзакупок белорусские бюджетные организации руководствуются постановлением Совмина N1987 "О некоторых вопросах осуществления государственных закупок" и вышедшим в свет в феврале 2012 года разъяснением Минэкономики.

Согласно постановлению правительства, заказчик должен ориентироваться на закупки товаров, работ и услуг в рамках госзаказа у производителя или же его официального торгового представителя. Однако в белорусском правовом поле нет понятий о том, какие основания нужны для получения такого статуса.

В конце 2012 года был издан указ президента N576, который законодательно конкретизировал некоторые вопросы осуществления госзакупок в рамках норм ЕЭП. В частности Минэкономики было определено уполномоченным государственным органом по осуществлению госзакупок, был установлен порядок определения организатора при централизации госзакупок и оговорены некоторые моменты проведения подрядных торгов при осуществлении госзакупок услуг.

В то же время этот документ не устранил всех пробелов в правовом поле, отмечают белорусские субъекты хозяйствования.

Они подчеркивают, что на данный момент госпредприятия вынуждены самостоятельно трактовать, на основании чего тот или иной субъект хозяйствования может быть наделен статусом торгового представителя, какие документы он должен представить для участия в тендере, чтобы подтвердить страну происхождения товара – Беларусь. "Эта неопределенность привела к тому, что для белорусов требования о подтверждении крайне жесткие, а нерезидентам предоставлена полная свобода, из-за чего их условия участия в тендерах – более выгодные", - отмечают на белорусских предприятиях.

Таким образом, полагают на госпредприятиях республики, "российский бизнес фактически получил возможность реализовывать в Беларуси серый импорт на преференциальных условиях госзакупок". В свете членства РФ в ВТО и связанных с этим рисках для белорусской экономики, убеждены белорусские товаропроизводители, это может быть особенно опасным. 

новости по теме

МСП проверят на аффилированность

Часть квоты закупок у МСП достается крупным компаниям

Электронных аукционов может стать намного меньше

В Госдуме предложили ограничить их число

спецпроекты

Наши партнеры