ВАС разрешил госучреждениям покупать недвижимость без тендеров

ВАС разрешил госучреждениям покупать недвижимость без тендеров
27/09/2012 12 : 08

Пенсионный фонд Москвы и Подмосковья сумел отбиться в Высшем арбитражном суде от претензий Федеральной антимонопольной службы, оштрафовавшей его за приобретение архивного здания в подмосковном Звенигороде напрямую, без проведения аукциона

Оно было куплено в конце 2009 года у МУП «Земля, архитектура и градостроительство города Звенигорода» за 376,7 млн рублей. На тот момент готовность здания проектной площадью 35 тыс. кв. м оценивалась на 34%.

В здании планировалось разместить пенсионные архивы, центр по начислению и выплате пенсий всего московского отделения ПФР, дублирующий информационно-вычислительный центр и управление ПФР по Звенигороду, перебросив туда часть персонала из Москвы.

Через некоторое время сделка вызвала интерес у Счетной палаты (СП). Ее внимание привлекло то, что не была проведена оценка недвижимости и не были объявлены торги. СП обратилась в Федеральную антимонопольную службу, и та пришла к выводу, что договор купли-продажи, заключенный напрямую, без объявления аукциона, противоречит закону о госзакупках (94-ФЗ), который обязывает проводить торги во всех случаях размещения госзаказа.

Арбитражные суды, куда обратились чиновники из Пенсионного фонда, разошлись во мнениях относительно законности сделки. В первой инстанции, Арбитражном суде Москвы, решение ФАС о штрафе признали законным. В решении говорится, что государственные или муниципальные контракты на сумму больше 0,5 млн рублей по ст. 527 Гражданского кодекса заключаются на основании заказа в соответствии с законом о госзакупках — то есть по результатам торгов. К аналогичному выводу пришли позднее и в кассационном суде.

В апелляции ПФР, однако, удалось переубедить суд: закон о госзакупках, по мнению ведомства, не распространяется на приобретение недвижимости, так как он «регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений». Такого пункта, как недвижимость, в этом списке нет, а значит, и проводить торги было не обязательно, посчитали судьи 9-го апелляционного суда.

Такая же неразбериха в вопросах госзакупок царит и в судах других регионов, поэтому когда дело дошло до ВАС, его решено было пересмотреть, чтобы окончательно определиться с вопросом, как госструктуры должны покупать недвижимость — через аукцион или напрямую. Чаша склонилась к варианту без торгов: после обсуждения спора между ФАС и Пенсионным фондом президиум ВАС постановил оставить в силе решение апелляции, занявшей разрешительную позицию.

Для многих участников рынка решение ВАС стало неожиданностью. Дело в том, что московский арбитраж и кассация исходили не из прямой трактовки, а, скорее, из того, что называется духом закона — его целей по защите конкуренции между контрагентами государства, говорит юрист корпоративной и арбитражной практики фирмы «Качкин и Партнеры» Александра Улезко. Поэтому эти суды и позволили себе расширительно применять законодательные нормы. Такой же тактики зачастую придерживается и ВАС — и поэтому многие ждали совсем иного исхода дела, считает Улезко.

Теперь правоприменительная практика должна поменяться, в том числе и в Московском арбитражном округе, уверены юристы. А между тем Москва — едва ли не единственный регион, где покупка недвижимости через торги оправданна. В регионах и в маленьких городах, как правило, нет выбора между объектами, каждый из них штучный, говорит юрист компании Salans Игорь Кокин. В итоге если аукционы и устраивают, то под одного-единственного участника, а для заказчика это и дополнительные трудозатраты, и дополнительные риски. Вероятно, этой логики и придерживались разработчики 94-ФЗ, считает Кокин: им важнее было отрегулировать ординарные закупки — канцтоваров, мебели, услуг.

Впрочем, отмечают юристы, не следует опасаться, что суды начнут в массовом порядке пересматривать госконтракты, заключенные по результатам торгов. С большой долей вероятности ВАС не станет прописывать в мотивировочной части постановления, которая будет опубликована позже, возможность такого пересмотра. Тем более что ситуация, когда договоры подписываются напрямую, рынок по большей части устраивает.

В ФАС сегодня «Известиям» заявили, что оценку решения ВАС можно будет дать только после того, как будет изготовлена мотивировочная часть решения. 

новости по теме

Малый бизнес под ударом

Корпорации не хотят закупаться у МСП

Рейтинг эффективности закупок:

объективна ли оценка регионов?

Кто может жаловаться на закупки?

Жалобы тормозят стройку стратегических объектов

"Серые закупки" не ушли в прошлое?

Эксперты оценили перспективы прозрачности

спецпроекты

Наши партнеры