Корректировка закона о госзакупках вынудит МСБ отказаться от участия в торгах

Корректировка закона о госзакупках вынудит МСБ отказаться от участия в торгах
31/08/2012 11 : 25

С осени этого года сектор госзакупок начнет работать по новым правилам. Изменения федерального закона о госзакупках, вступившие в силу летом, предполагают, что договор поручительства больше не сможет стать способом обеспечения исполнения контракта. Победившим в торгах компаниям придется либо передавать заказчику собственные денежные средства в виде залога, либо оформлять банковскую гарантию. Однако для маленьких компаний, не имеющих достаточной \"оборотки\", эти инструменты являются труднодоступными

Поэтому эксперты полагают, что часть игроков МСБ будет вынуждена отказаться от участия в тендерах. Банки тем временем прогнозируют рост портфелей по банковским гарантиям и разрабатывают спецпредложения.

Легкие гарантии

С 23 июля текущего года вступили в силу изменения в № 94-ФЗ о госзакупках, согласно которым из способов обеспечения исполнения контракта исключен договор поручительства (№ 122-ФЗ от 20.07.2012г.). По торгам, которые объявлены после изменений, обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства предоставляться не может, даже если это по какой-то причине оказалось в требованиях документации. В своем письме Федеральная антимонопольная служба поспешила пояснить, что нововведения не распространяются лишь на торги, объявленные до 23 июля.

Внося корректировки в нормативную базу, законодатель исходил из того, что поручительство не является прозрачным механизмом и не может гарантировать возврат средств в случае неисполнения условия контракта исполнителем. Но большинство участников торгов использовали его как один из наиболее простых и доступных инструментов: предоставить поручительство за относительно небольшую сумму могла любая структура с «серым» капиталом.

«Поручительство было наиболее легким и «дешевым» вариантом обеспечения контракта, и его часто использовали «подставные» фирмы и фирмы-однодневки. Была возможность применения «теневых» схем. Заказчик не мог взыскать деньги с недобросовестного исполнителя даже в случае, если конфликт дошел до суда. Исключение возможности предоставления поручительства в качестве гарантии приведет к тому, что состав участников станет более реальным», – говорит председатель свердловского отделения «Опоры России», депутат свердловского ЗакСО Евгений Артюх.

Аналогичного мнения придерживается и начальник юридической службы ВУЗ-банка Дмитрий Кузнецов. Он говорит о том, что используя лазейку в законодательстве, некоторые участники фактически предоставляли гарантии сами себе.

«До сегодняшнего момента широко была распространена практика, когда поручителем становилась структура, аффилированная с победителем. Таким образом компания нивелировала свои расходы. Считаю, что это принципиальное изменение: нововведение призвано защитить госорганы – то есть заказчика», – говорит г-н Кузнецов.

Банк на стороне заказчика

Исключая поручительство, законодатель оставил в силе остальные гарантии – банковскую гарантию и денежные средства (в том числе депозит). Однако использование залога означает изъятие из оборота денег, что не всегда удобно коммерческой компании. Единственной альтернативой в таком случае является безотзывная банковская гарантия. Это «платный» инструмент. Стоимость его может колебаться, в ВУЗ-банке, например, она составляет 5% годовых. Эксперты обращают внимание на одну особенность, отличающую гарантию банка от гарантии поручителя: в случае спорной ситуации, когда заказчик считает условия контракта невыполненными и требует оплаты, банк обязан выполнить его требования, не запрашивая дополнительных доказательств и подтверждений. У финансово-кредитного учреждения, в отличие от «близкого» поручителя, нет задачи не платить по обязательствам, так как в регрессном порядке он сможет вернуть деньги. Этот нюанс расстраивает участников госзакупок, которые привыкли, что поручитель всегда стоит на стороне должника. С юридической точки зрения это может стать проблемой для исполнителя контракта, поэтому юристы рекомендуют прописывать порядок расчетов в договоре. Например, включать в договор условия, согласно которым заказчик должен доказать, что требования контракта были нарушены.

«Если исполнитель нарушил условия контракта, он должен по ним отвечать. И банк в случае уверенности в неисполнении условий контракта будет платить. Мы можем попросить предоставить документы, подтверждающие неисполнение обязательств, только в том случае, если это предусмотрено договором с принципалом и не противоречит условиям тендерной документации. В 99% случаях банк выплатит требования госзаказчика. 1% я все-таки оставляю на случай спорных ситуаций, судебных разбирательств, например. Нужно понимать, что неуплата банком по взятым на себя обязательствам увеличивает репутационные риски», – говорит начальник юридической службы ВУЗ-банка Дмитрий Кузнецов.

Оценивая последствия нововведений, эксперты обращают особое внимание на то, что маленькие компании, в отличие от более стабильных конкурентов, могут столкнуться с проблемой: собственных денег для обеспечения заявки может оказаться недостаточно и банковскую гарантию получить будет невозможно в связи с тем, что банк сочтет компанию неплатежеспособной. Поэтому небольшие фирмы, ограниченные в выборе способа обеспечения обязательства, могут вовсе уйти из сектора госзакупок, что обернется удержанием высоких цен средними и крупными компаниями.

«Это приведет к тому, что небольшие компании, которые только выходят на рынок, не смогут участвовать в тендерах. Подавать заявки будут крупные организации или фирмы, приближенные к самому заказчику, как это сейчас и происходит. В итоге – ослабление конкуренции и поддержание высоких цен на торгах. Я понимаю задачу, которая стояла перед законодателем – обеспечение качества работ, услуг, товаров. Однако этого можно достичь, грамотно составив техзадание. Сегодня в конкурсной документации порой полный бардак! Скрупулезно и тщательно составленное техзадание позволит избежать случаев, когда исполнители скидывают цену в надежде использовать дешевые материалы, а потом не могут выполнить взятые на себя обязательства», – говорит один из субподрядчиков Екатеринбурга, пожелавший остаться неназванным.

Закон сохранения массы

А вот банковский сектор безусловно выигрывает от законодательных нововведений. Уже сейчас многие специалисты рынка прогнозируют увеличение портфелей по банковским гарантиям в разы. Правда, озвучить примерные цифры ни один из опрошенных банков не смог.

«Пока что доля таких кредитов в портфеле ВТБ24 – всего несколько процентов. Это направление кредитования не является «локомотивным» в продуктовой линейке. Когда начнутся продажи, объемы увеличатся в несколько раз. На самом деле сложно оценить насколько по рынку может увеличиться объем банковских гарантий. Но одно можно сказать точно, это действительно существенное изменение условий закона. Около 80% обращений за банковскими гарантиями поступает по госзакупкам. А так как сейчас упрощена процедура, однозначно обращений будет больше», – говорит начальник отдела кредитования малого бизнеса ВТБ24 в Екатеринбурге Татьяна Парвадова.

С ней согласна и заместитель начальника управления сопровождения услуг дирекции малого и среднего бизнеса Уральского банка реконструкции и развития Ольга Дмитриева.

«Внимание к меняющемуся законодательству позволяет прогнозировать потребности бизнеса. Мы ожидаем, что спрос на банковские гарантии несколько вырастет в связи с вступлением в силу изменений в закон 94-ФЗ. В том числе увеличится и спрос на кредиты с целью участия в тендере на государственные закупки. Прогнозировать, насколько конкретно он вырастет, достаточно сложно. Стоит отметить, что потребность в гарантиях и кредитах для участия в тендерах и сейчас пользуется у клиентов большим спросом. Осенью этого года мы планируем выпустить специальное предложение для предприятий, участвующих в тендерах», – говорит г-жа Дмитриева. 

новости по теме

Электронных аукционов может стать намного меньше

В Госдуме предложили ограничить их число

Российским чиновникам – российскую мебель

Правительство запретило закупать иностранную мебель

В ЕИС заработал Каталог товаров и услуг

Эксперты прокомментировали тестовую версию

По госзакупкам нужна обратная связь

Минфин создает сразу несколько экспертных советов

спецпроекты

Наши партнеры