ТПП РФ: что скрывает гособоронзаказ

ТПП РФ: что скрывает гособоронзаказ
02/07/2012 12 : 46

Участие отечественного бизнеса в выполнении гособоронзаказа давно стало постоянной темой встреч предпринимателей. И это вполне объяснимо. Только министерство обороны совершает ежегодно закупки на многомиллиардные суммы

А есть еще МВД, МЧС и прочие силовые ведомства. У каждой из этих структур свой бюджет, но если быть точным, то бюджет у всех один – государственный. И российские бизнесмены считают, что при распределении гособоронзаказа именно у них должны быть преимущества перед заграничными коллегами.

Круглый стол, на котором обсуждались вопросы госзакупок вещевого имущества, состоялся в Торгово-промышленной палате России. Открывая его, президент ТПП РФ Сергей Катырин отметил, что этому собранию предшествовала встреча с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. Заместитель председателя правительства с представителями производственных компаний обсуждал участие российского бизнеса в поставках обмундирования и оснащения для силовых структур. Там и родилась идея продолжить разговор в торгово-промышленной палате и представить вице-премьеру обобщенные предложения по обсуждаемым проблемам.

Соображений у участников круглого стола оказалось немало. Собрание было многолюдным, кроме руководителей предприятий интересы российского бизнеса представляли руководители отраслевых союзов и ассоциаций. Свое мнение о положении дел с гособоронзаказом высказали исполнительный директор OOO «Брянский камвольный комбинат» Евгений Томак, генеральный директор ЗАО «Парижская коммуна» Александр Никитин, заместитель генерального директора ЗАО НПП «КлАСС» Андрей Баулин, генеральный директор ЗАО «Дзержинская фабрика «Русь» и многие другие.

Коллективные претензии отечественных поставщиков можно свести к следующим пунктам. Во-первых, при изготовлении форменной одежды, обуви и т. п. сейчас широко используется импортная фурнитура и материалы. Проверить качество и определить реальную цену достаточно трудно, что, с одной стороны, создает предпосылки для злоупотреблений, с другой – снижает боеготовность.

Во-вторых, гособоронзаказ, как правило, размещается крупными лотами, которые одному предприятию за срок, определенный в тендерной документации, выполнить нереально. Это заставляет его либо заниматься поиском субподрядчиков, либо выполнять заказ, закупая импортную, не всегда качественную продукцию.

И, наконец, в-третьих: срок контракта в один год не позволяет предприятию модернизировать производство, заставляет отказываться от перспективных технологий, лишает возможностей выпуска продукции под конкретные требования заказчика.

Все эти претензии, без сомнения, справедливы. Но как смотрит на эти проблемы заказчик?

С точки зрения закона у нас все поставщики – и отечественные, и зарубежные – равны. Что касается качества, то далеко не всегда можно сразу определить, что ткань, из которой сшита форма, расползется через неделю, особенно если не выдавать ее сразу, а отправить, скажем, под мобзапасы.

Что касается крупных лотов, то их причину определили сами производители. В частности, об этом говорил руководитель «Парижской коммуны» Александр Никитин. Ну, просто так удобнее. Включил все потребности в один лот, заказал, например, сто тысяч ботинок, а дальше пусть победитель побегает, поищет финансы, сам поразмещает заказы. Не нравится – придет другой. Вот и получается, что сейчас в той же «Парижской коммуне», которая со дня своего основания работала на армию, гособоронзаказ в общем портфеле составляет всего 20%. Опыт показал, что нельзя надеяться только на него, а надо диверсифицировать производство. Хотя, признался руководитель, оборонный заказ, обеспечивающий людей работой, а мощности загрузкой – мечта любого руководителя. Но сейчас условия его размещения заставляют директоров рисковать своей репутацией и имиджем компании.

Впрочем, есть еще одна причина, по которой выгодно устраивать такие лоты. Участники совещания на ней как-то не очень акцентировали свое внимание. А она лежит на поверхности. Вполне может быть и так, что на принятие решения о числе лотов и их объеме влияет не просто чиновничья лень, а личная материальная заинтересованность. Ведь с одним победителем легче и безопаснее договариваться, чем с десятью.

Нельзя сказать, что представители отечественных производителей до круглого стола в Торгово-промышленной палате молчали о своих проблемах. На уже упоминавшемся мартовском совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина были согласованы необходимые решения и даны указания соответствующим министерствам и ведомствам. Но исполняются они крайне медленно.

И недопустимость работы такими темпами наряду с другими предложениями указана в решении, принятом участниками круглого стола. Правда, большинство из этих предложений не соответствуют, а некоторые прямо противоречат требованиям действующего законодательства. Поэтому отечественные производители идут в Торгово-промышленную палату с просьбой активно взаимодействовать с Госдумой при обсуждении нового законопроекта по гособоронзаказу и отстаивать их интересы. 

новости по теме

МСП проверят на аффилированность

Часть квоты закупок у МСП достается крупным компаниям

Электронных аукционов может стать намного меньше

В Госдуме предложили ограничить их число

Российским чиновникам – российскую мебель

Правительство запретило закупать иностранную мебель

спецпроекты

Наши партнеры