Белый дом определил правила охраны коммерческих секретов госкомпаний при госзакупках

Белый дом определил правила охраны коммерческих секретов госкомпаний при госзакупках
21/06/2012 11 : 41

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, определяющее правила вывода конкретных закупок из-под действия закона о закупках госкомпаний и госкорпораций. Согласно документу, принимать решение о сокрытии сведений о закупках, не содержащих гостайну, де-факто будет Минэкономики

Хотя для окончательного отказа от публикации информации о закупке необходимо решение правительства, ведомству Андрея Белоусова досталась вся техническая работа над проектами таких документов: без его ведома внести проект в правительство по правилам невозможно.

Формально разработать правила сокрытия отдельных несекретных закупок госкомпаний Белый дом обязывал закон N223-ФЗ "О закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц". Утверждающее их постановление правительства N591 было разработано Минэкономики по поручению первого вице-премьера Игоря Шувалова в декабре 2011 года — предполагалось, что его подпишет еще Владимир Путин. Напомним, N223-ФЗ описывает закупки госкорпораций, госкомпаний, госмонополий, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в "стратегических отраслях" (электроснабжение, газоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение, очистка сточных вод, утилизация твердых бытовых отходов), государственных и муниципальных унитарных предприятий, автономных учреждений, а также хозяйственных обществ с более чем 50-процентным участием РФ в уставном капитале. Также под требования публикации данных о закупках подпадают "дочки" (при доле "материнского" юридического лица более 50%) и "внучки" (также с более чем 50% долей "дочки" в уставном капитале) перечисленных юридических лиц.

Контролировать желающих не раскрывать информацию "о конкретных закупках, перечнях и (или) группах товаров, работ и услуг" будет департамент развития Федеральной контрактной системы Минэкономики, рассказали "Ъ" в ведомстве. По оценке Минэкономики, N223-ФЗ описывает довольно большой объем госзакупок — речь идет о 300-400 тыс. заказчиков. Пока в ведомстве затрудняются с оценкой числа закупок, которые госкомпании захотят скрыть. Само же желание госкомпаний уклониться от раскрытия условий конкретной закупки в министерстве объясняют несколькими причинами: речь может идти о коммерческой тайне и нежелании привлекать внимание к конкурсам "крупных иностранных конкурентов", а также о возможности "поставить под угрозу безопасность государства, даже если конкретные сведения не подпадают под действие закона о гостайне".

Источник, знакомый с обсуждением проекта документа на стадии его разработки, пояснил "Ъ", что в правительстве понимают: регулируемая им область, с одной стороны, является "одной из самых крупных "коррупционных дверей"" в области госзакупок — под сокрытие могут подпадать "закупки по ценам, в несколько раз превышающим рыночные". Однако, с другой стороны, полное раскрытие данных о закупках, например, "Газпрома" или "Транснефти" может раскрывать их коммерческие тайны или угрожать нормальным бизнес-практикам госкомпаний во взаимоотношениях с поставщиками. Так, наличие цепочек договоренностей о поставках может обуславливать "неконкурентные" с точки зрения ФАС цены, а публикация этих цен, в свою очередь, создать давление на поставщика со стороны других его контрагентов и вынудить его отказаться от "льгот" госкомпании. По словам собеседника "Ъ", "эта ситуация неразрешима с точки зрения законодательства и может быть урегулирована только созданием нормальной контрольной практики — что и призвано сделать постановление правительства".

Схожую оценку документу дает и партнер Ernst & Young Денис Камышев: по его словам, правила нацелены на то, чтобы "ввести в обсуждение таких закупок дополнительный контроль". При этом эксперт полагает, что в любом случае "формализация процедуры обсуждения вопроса, является ли сокрытие данных о конкретной закупке коррупционным, обеспечивающим стратегическое преимущество заказчику или защищающим его партнеров", полезна, а "присмотр со стороны Минэкономики если и не обнулит риски, то позволит как-то их снизить".

Впрочем, судить о том, насколько госучастие избавит госбизнес от коррупционных склонностей, будет сложно — как минимум для этого потребуется мониторинг утвержденных актами правительства разрешений на сокрытие данных о закупках, которые, вероятнее всего, будут получать в Белом доме гриф "ДСП", не имеющий формальных сроков истечения.

новости по теме

Должен? Простим

Поможет ли малому бизнесу списание неустоек?

На что жалуемся?

Эксперты прокомментировали динамику жалоб на торги

Аналитика закупок

С какими заказчиками работают мои конкуренты?

Государство ужесточает 223-ФЗ

госкомпании против

спецпроекты

Наши партнеры