Изобретая велосипед Госзаказа: Реформа по указке или по уму?

Изобретая велосипед Госзаказа: Реформа по указке или по уму?
18/06/2012 11 : 00

По какому закону будут проводиться закупки в 2013 году? Что изменится с отменой ФЗ-94? Представляем обзор основных нововведений проектов Федеральной Контрактной системы (ФКС), представленных на рассмотрение Федеральной Антимонопольной Службой и Министерством Экономического Развития. Рассмотрение законопроектов назначено Правительством на лето 2012 года

Предложения ФАС

Инициативой ФАС является введение Реестров Добросовестных Поставщиков и Поручителей.
Добросовестных Поставщиков поощрят отменой обеспечения заявки на участие в торгах. Обеспечение исполнения контракта остается обязательным для всех участников. Составляться реестр Добросовестных Поставщиков будет по обращениям заказчиков, а также на основе контроля ФАС за исполнением контрактов. Поручительство от Добросовестных Поручителей Заказчик не сможет отклонить. Как будет составлен такой реестр — пока не оговаривается. 

Предполагается в обязательном порядке увеличивать размер обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза при снижении цены более чем на 30% от начальной (максимальной) цены контракта.
Это сделано для борьбы с демпингом цен. Как правило, контракты, заключенные по значительно сниженной цене, исполняются менее качественно, чем контракты с ценой, близкой к максимальной. Пресекается выполнение некачественных работ (оказание услуг, поставка товаров).
С другой стороны, это станет препятствием для небольших компаний, работающих с минимальной прибылью для себя. Чтобы выиграть тендер, придется не только снизить цену контракта (а значит, и прибыль), но и найти где-то деньги на увеличившееся обеспечение исполнения контракта.

Самое яркое впечатление от законопроекта производит отмена запроса котировок! (Нет слов, браво! – прим. Ред.).
Напомним, что данный вид закупки является самым «грязным», не урегулированным и не обжалуемым. Проводится при начальной (максимальной цене контракта не выше 500 т.р.).
В качестве альтернативы запросу котировок Заказчику предлагается пользоваться коротким аукционом в электронной форме. Максимальная сумма для проведения короткого аукциона по ФЗ-94 составляет 1 млн рублей, предполагается повысить ее до 7 млн рублей.
Заказчик вправе проводить запрос котировок только в ограниченном количестве случаев:

  1. если место поставки товара - иностранное государство (в том числе страны СНГ) и поставщик - иностранная компания;
  2. для экстренных закупок продовольствия, лекарств, мед. помощи, топлива и иное;
  3. в целях гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Преимущества запроса котировок в данном случае в том, что такой вид закупки не требует особых затрат от Заказчика и Участника, а также может быть произведен достаточно оперативно.
 

Качественным изобретением ФАС можно считать отмену конкретных показателей в первой части заявки на участие в электронном аукционе. Вместо этого предлагается использовать диапазон показателей между минимальным и максимальным значениями. Участник заказа вправе указать диапазон значений в качестве надлежащего показателя или просто согласится с показателями, указанными в технической документации Заказчика. На данный момент требование предоставить конкретные показатели из диапазона, предложенного Заказчиком, превратилось в ловушку для Участников заказа и удачный способ для отсева «не тех» Поставщиков. 

Теперь отсев по первой части заявки не представляется возможным - это усложнит жизнь недобросовестным Заказчикам.

Предусмотрена возможность расторжения контракта в течение 10 дней любой Стороной через административную процедуру путем направления уведомления о расторжении на рассмотрение в комиссию федерального контрольного органа.

По ФЗ-94 расторжение контракта рассматривает только Арбитражный суд в течении 30 дней. 
Теперь, при более быстром рассмотрении, существует реальная возможность для Заказчика перезаключить контракт с одним из Участников торгов, занявшими непервое место. А Участник, решивший расторгнуть контракт, сможет быстрее возместить убытки, причиненные ему недобросовестным Заказчиком.

Очень интересное предложение создавать комиссию для приема работ по гос. Контракту с участием одного представителя от Исполнителя контракта.

Предложения МЭР

Инициатива блистает предложениями введения новых видов тендеров:

  • Конкурс с ограниченным участием проводится тогда, когда предмет конкурса, в силу особой сложности или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков. То есть перед участием проводится квалификационный отбор.

    Идея хороша, но высока вероятность того, что Заказчик придумает, как ограничить число участников, чтобы провести на конкурс «своего» Поставщика. Реализацию следовало бы доработать. Квалификационный отбор может стать очередным орудием коррупции, а не полезным инструментом.

     
  • Двухэтапный конкурс проводится в случаях, когда Заказчику для точного формулирования объекта закупки необходимо проводить обсуждение с Участником:
    1. если конкурс проводится для заключения контракта в целях научных исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий или разработок;
    2. если конкурс проводится в целях создания произведения литературы или искусства.
    ФЗ-94 не зря запрещает общение между Заказчиком и Поставщиком при проведении торгов, а в данном случае это становится легитимным, что может привести к нарушениям.

  • Еще один вид закупки - запрос предложений.

    Такой вид закупки не является новинкой как таковой. Им достаточно часто пользуются в коммерческих торгах, где Заказчик не обязан заключать контракт по итогам проведения запроса предложений. Но для Госзаказа это явно что-то новенькое.

Одно непонятно. Мало того, что МЭР разрешает применять запрос котировок, черное пятно госзаказа, так еще и вводит запрос предложений. Причем Заказчику дают право выбирать способ размещения заказа. Уму непостижимо!

По ФЗ-94 законодатель предписывает обязательство проведения некоторых торгов определенными способами. Например, строительные тендеры проводятся только путем открытого аукциона в электронной форме. Эффективность госзакупок можно повысить, если применять данные виды закупок для особых видов торгов и только. Предоставление Заказчику права использования данных способов размещения заказа по своему смотрению, увы, совершенно точно приведет к злоупотреблению со стороны недобросовестных лиц.

Другие идеи от МЭР тоже интересны, но провоцируют еще более свободную коррупцию.
Например, «заточка» документации под «своего» Поставщика при помощи квалификационного отбора. Данный отбор нельзя обжаловать в суде, так как это не предусмотрено законодательством РФ. Таким образом, появляется возможность сокращения потенциальных конкурентов как на первой ступени (непосредственно отбор), так и на второй (допуск к конкурсу). Все эти действия могут привести к недобросовестной конкуренции.

Следующее оригинальное новшество - введение реестра недобросовестных Заказчиков.
Хотелось бы посмотреть, как это будет работать. А, впрочем будет ли?

Приятный момент от законопроекта МЭР – установление нижнего предела падения цены: не более 25% процентов. При большем снижении Участник может быть отстранен от подписания контракта, если не обоснует предложенную цену контракта. (Эвона как! Но на деле-то как это будет работать? Нет же критериев обоснованности в законопроекте МЭР. – прим. Ред.).
Без четких критериев обоснования цены запрет снижения цены просто не будет работать.
На сегодняшний день по ФЗ-94 цену контракта Заказчик обоснует как хочет, так как пока методы формирования начальной (максимальной) цены контракта отсутствуют. Методы формирования цены появляются в новых законопроектах.
Зато критерии обоснования снижения цены не установлены.
Без критериев обоснования снижения цены начальной (максимальной) цены контракта данное предложение становится не защитой от демпинга, а нерегулируемым условием, позволяющим этот самый демпинг продолжать в том же духе.

МЭР предлагает отменить Поручительство вовсе. Такой способ является лишь уходом от проблемы недобросовестного Поручительства без предложения методов борьбы (в сравнении с инициативой ФАС – реестр добросовестных Поручителей и выданных поручительств).
Согласитесь, дорого обойдется Участникам оформление Банковской Гарантии, которая несомненно подорожает из-за повышения на неё спроса. Уже сейчас такая услуга на рынке примерно в 2 раза дороже Поручительства. Кроме того, не каждый банк захочет стать гарантом в отношениях между Заказчиком и Исполнителем, даже если у последнего приличные балансы.

МЭР предлагает возможность рассмотрения споров в Третейском суде. В сравнении с идеей от ФАС МЭР проигрывает: Административная 10-дневная процедура для расторжения контракта от ФАС и дешевле, и проще.

Итоги

Оба законопроекта предусматривают:
 

  • мониторинг, планирование закупок,
  • отслеживание деятельности Заказчиков,
  • методы обоснования НМЦК (начальной максимальной цены контракта).

Из субъективного мнения специалистов I-Tenders.ru – инициатива ФАС достойна всяческих похвал. А именно: 
 

  1. учтена судебная практика, которая формирует правовое поле Госзаказа;
  2. для разработки предложений взят за основу фундамент ФЗ-94, а также его постройки, которые теперь приобретают форму монолитного нормативно-правового акта под новым наименованием.
     

Почему ФЗ-94 будет отменен?

Давным давно была система торгов, жалкая и коррупционная. Потом пришел ФЗ-94, который хотел быть прозрачным и антикоррупционным.
Всех проблем ФЗ-94 не решил, на что было сказано: "Уважаемые исполнительные органы России, примите меры!"
В ответ МЭР решил: "Новое - это хорошо забытое старое!" И написал проект.
А ФАС решил: "Если закон не сработал, то его надо доработать!" И доработал.
Нам понравилось! – прим. ред.

Законопроект от МЭР (в случае принятия в такой виде) покажет со временем свою несостоятельность, но первоначально отнимет по подсчетам специалистов около 1 млрд бюджетных средств на переподготовку специалистов в сфере госзаказа. И это только со стороны Заказчиков - деньги Участников Размещения Заказа никто не считает.

Правительство рассмотрит оба законопроекта не позднее лета 2012 года. Будем надеяться, что все положительные моменты будут учтены.
Ведь не могут же они просто кинуть жребий и выбрать один из двух, верно? 
 

новости по теме

Занимательная математика:

систему госзакупок будут измерять через "СПАРК-Маркетинг"

Рост малых:

как новые квоты закупок отразятся на МСП?

Культурный госзаказ

Учреждениям культуры упростят закупки

Соломки не подстелить

Почему МВД не может закупить страховки?

спецпроекты

Наши партнеры