Электронные госзакупки: шаг вперед, два шага назад?

27/08/2010 09 : 33
Электронные госзакупки: шаг вперед, два шага назад?

По оценкам экспертов, доля несостоявшихся аукционов агентства по госзаказу татарстана составляет не менее 60%

После скандала с приобретением больницами томографов по завышенным ценам тема госзакупок оказалась в центре внимание президента РФ Дмитрия Медведева. Как известно, российские власти большие надежды в борьбе с коррупцией возлагают большие надежды на уполномоченные электронные торговые площадки (в их числе есть площадки агентства госзаказа РТ). Эксперты считают, что пока онлайновые сервисы сложно назвать панацеей от "откатов" и рассказывают о том, как чиновники научились их обманывать.

Единственных стало 60%

Чиновники научились успешно обходить федеральный закон № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который по задумке его разработчиков должен был стать главным заслоном коррупции. Одной из лазеек закона о госзакупках является разрешение на размещение заказа у так называемого единственного поставщика. В ряде случаев, например, в части работы с ВПК, это неизбежно, а в некоторых считается следствием стечениея обстоятельств. Так, к примеру, был объявлен аукцион, но на него поступила одна заявка или после отсева конкурсной комиссией осталась лишь одна заявка. 

В минэкономразвития России подсчитали, что в 2006 году на долю единственного поставщика пришлось в три раза меньше заказов, чем получили его конкурирующие коллеги, а в первом квартале 2010 года доля контрактов единственного поставщика превысила 60%.

Одновременно с этим генпрокуратура фиксирует поток жалоб на нарушения в ходе конкурсных процедур. По словам главы надзорного органа Юрия Чайки, только за первые пять месяцев 2010 года прокуроры выявили 38 тыс. нарушений в сфере госзаказа. ФАС, назначенный контролировать торги в интересах госзаказчиков, заявляют, что сотрудники ведомства физически не справляются с нагрузкой.

Онлайн начинает и выигрывает?

В этих условиях начальник управления ФАС России по контролю за размещением госзаказа Михаил Евраев считает, что ситуацию удастся выправить с помощью онлайновых механизмов. Плюсом электронных аукционов, по мнению эксперта, является их анонимность. 

"Раньше обычно конкурировали два-три исполнителя, а в электронных аукционах в среднем торгуется 5—8 компаний", — рассказывает генеральный директор "Единой электронной торговой площадки" (ЕЭТП) Антон Емельянов. – И вот следствие: в обычном конкурсе уровень снижения цен ограничивался 8—10 процентами, а в ходе электронных аукционов этот показатель в среднем составляет более 20 процентов".

В то же время представители электронных торговых площадок (ЭТП), не вошедших в список уполномоченных, придерживаются другого мнения. Так, по оценке председателя совета директоров B2B-Center Александра Бойко, на сайте агентства по государственному заказу Республики Татарстан на одного заказчика приходится приблизительно 1,5 участника торгов, а доля несостоявшихся (то есть переходящих далее в состояние единственного поставщика) аукционов составляет не менее 60 процентов. На третьей площадке "Сбербанк — АСТ" полной информации о торгах вообще не найти.

"Человеческая" комиссия

По мнению экспертов, слабым звеном в нынешнем формате электронных госзакупок является то, что заявки рассматривает "человеческая" комиссия. 

"Откаты обсуждаются на стадии формирования заказа, — рассказывает Ирина Кузнецова, директор института управления закупками и продажами ГУ — ВШЭ.— Если чиновник, сговорившись с поставщиком, завысил начальную максимальную цену, а потом допустил только нужного поставщика и его аффилированные компании до аукциона, то совершенно не важно, будете ли вы стучать молотком или нажимать на кнопки в Интернете — результат будет один".

Заточить под конкретное оборудование

Инна Ашенбреннер - руководитель направления "Госсектор и медицина" компании "КОРУС Консалтинг" рассказывает еще об одном приеме: в заявке можно представить требования к технике таким образом, что для поставки годится только конкретное оборудование конкретной компании, которое уже забронировал будущий победитель, а все остальные соискатели просто не уложатся в нужные сроки поставки. Кстати, в нашумевшей истории с компьютерными томографами, закупавшимися по завышенным ценам для больниц и попавшей в поле зрения президента РФ, в ряде проштрафившихся регионов использовалась указанная схема. Кстати, тогда в список регионов, где прокуратура обнаружила нарушения, попал и Татарстан. 

Другим слабым местом онлайн-площадок называется отсутствие единых классификаторов товаров и услуг, которые помогли бы в поиске объявлений о конкурсах. Кстати, именно проблемы с кодами и классификаторами были в Татарстане предметом неоднократных совещаний с участием игроков строительной отрасли, минстроя, агентства Госзаказа РТ и даже главы республики.

Залоги пополняют банковские счета

У каждой определенной к обслуживанию госзакупок ЭТП своя структура данных, свои интерфейсы. Представители конкурирующих электронных площадок говорят, что "назначенные" ЭТП вообще не заинтересованы в качестве обслуживания конкурсных процедур, поскольку получают вознаграждение за проведение каждого аукциона и размещают на своем банковском счете "залог" в размере пяти процентов от суммы лота. 

К тому же, по мнению конкурентов, грядущий приход в сферу онлайновых закупок региональных и муниципальных структур автоматически увеличит банковский счет, причем безо всяких дополнительных усилий со стороны площадок.

Правда, система залога изначально была придумана, чтобы защититься от недобросовестных исполнителей. Когда часть стоимости контракта отдана в обеспечение договора, то поставщик вряд ли решится исчезнуть, не выполнив контракта. Ограничение количества электронных торговых площадок (их определено пять, но действует пока только три) сделано, чтобы их было проще контролировать. 

Отдайте на аутсорсинг

Бойко предлагает контролировать не площадки, а процессы. Это возможно, например, за счет единого хранилища информации и стандартных интерфейсов, которые обеспечивают равный доступ ко всей комплексной информации по всем площадкам либо к одной из них под выбранным углом зрения. Подобным способом работают на Западе. 

"Электронные закупки в большинстве стран отдаются на аутсорсинг, — рассказывает Кузнецова. — Чем выше конкуренция операторов ЭТП, тем лучше для государства: больше ассортимент и дешевле услуги".

В заключение, можно сказать, что электронные госзакупки в современном виде не являются панацеей от коррупции. Несмотря на то, что сам факт появление онлайн систем это положительный факт, до сих пор не ясно каким образом разрозненные ЭТП создадут единое пространство электронных торгов или как будет построена сбалансированная система контрактов. 

По материалам журнала "Итоги"

Комментарии 

Антон Емельянов - генеральный директор Единой электронной торговой площадки:

- Система электронных аукционов фактически не оставляет места для откатных схем. Даже если тендерная цена изначально завышена, то в ходе аукционных торгов между участниками эта финансовая "подушка", как правило, срезается, пока цена не достигает обычных рыночных показателей. А с нее невозможно сделать откат — не с чего. Об этом говорят результаты более 20 тысяч электронных аукционов, проведенных нами для более трех тысяч госзаказчиков.

Инна Ашенбреннер - руководитель направления "Госсектор и медицина" "КОРУС Консалтинг"

 - Переход на электронные торги не решает вопроса о коррупционной составляющей госзаказов. Главное правило госзаказчика — снимать неугодных конкурентов на этапе оценки правильности составления заявки, а не самих торгов. О механизме выявления таких договоренностей пока говорить сложно — проводить проверки электронных торгов может только ФАС, это был и остается пока единственный инструмент защиты прав участника торгов.

Александр Бойко - председатель совета директоров B2B-Center

 - Лозунг борьбы с коррупцией оглушает, как звонкий бубен, и вот уже претензии к технологическому несовершенству торговых площадок воспринимаются как пособничество коррупции! А они пока не могут считаться основой эффективной системы госзакупок. Во-первых, они не справляются с потоками заявок (а с региональными просто захлебнутся). Во-вторых, не обеспечивают никакой аналитики, позволяющей исследовать динамику цен и строить обоснованные прогнозы.

новости по теме

Кто следующий: водоснабжение выведут из-под контрактной системы

Депутаты предложили проводить закупки ГУПов по 223-ФЗ

СПЧ: региональные госконтракты нужно отдавать местным компаниям

Правозащитники предлагают внести изменения в 44-ФЗ

Союз меча и орала: инвестиции и госзаказ обеспечат развитие инноваций

Победят ли российские компании в конкурентной борьбе

спецпроекты

Наши партнеры