Сергей Катырин: \"Назрело время реформирования закона о госзакупках\"

Сергей Катырин: \"Назрело время реформирования закона о госзакупках\"
24/02/2012 10 : 29

Президент Торгово-промышленной палаты России рассказал о проекте нового закона о федеральной контрактной системе. При реформировании системы госзакупок принципиально важно ввести независимую экспертизу исполнения заказа, - считает Сергей Катырин. Это может быть экспертиза системы торгово-промышленных палат

Сегодня госзаказ, только государственный заказ, составляет 6 триллионов рублей в год, это, начиная с муниципального уровня и заканчивая федеральным уровнем. А если еще прибавить к этому сумму государственных предприятий, которые размещают свои заказы, или с участием государства созданные предприятия, то это сумма, которую министерство экономики оценит в 13 триллионов рублей, но некоторые эксперты говорят, что это больше. Но даже, если говорить о 13 триллионах рублей, вы представляете, что это за сумма и насколько она важна для экономики России. От того, каким образом эта сумма будет тратиться, как она будет размещена, это народные деньги, это деньги бюджета, деньги налогоплательщика. От того, как она будет тратиться, во многом зависит не только качество исполнения этого государственного заказа и количественные показатели исполнения этого заказа. Но это и инвестиции, это инвестиции в экономику. От того, куда будут инвестированы эти деньги, зависит, каким образом будет развиваться наша экономика. Одно дело - инвестировать и размещать госзаказ в инновационных предприятиях, предприятиях с передовыми технологиями, и давать возможность им еще дальше развиваться, еще более передовые технологии осваивать. Другое дело – фирмы - однодневки, пустышки, которые являются промежуточным звеном, по сути не производя ничего, а только участвуя в такого рода торгах, выигрывая их, а потом передавая заказ каким-то третьим, четвертым, лицам, и так далее. Поэтому 94-й закон, который на протяжении последних лет действовал, единственный закон, который регулировал до сих пор процедуры государственных закупок. Он, конечно, сыграл свою роль, свою положительную роль, хочу сказать. Он, конечно, много сделал позитивного, но в то же время к нему очень много нареканий. И сегодня, как выразился один из губернаторов, у России две беды: первая – это работать по 94-му ФЗ, а вторая – не работать по 94-му ФЗ.

Если по нему работать, ничего не купишь и ничего толкового не сделаешь. А если по нему не работать, то тебя накажут, может, даже посадят. Поэтому назрело время реформирования этого законодательства. Сейчас подготовлен проект федерального закона о федеральной контрактной системе, который подразумевает уже более серьезную работу с государственным заказом. В него входит уже несколько стадий.

Первое – это планирование, причем, есть краткосрочное планирование - на год, среднесрочное - до пяти лет, и долгосрочное планирование. На всех уровнях госзаказа, начиная с муниципального вплоть до федерального, есть возможность планировать и необходимость планировать заказ. Естественно, информация об этом публикуется, и тогда предприятие выстраивает свою политику, понимая, что государство предполагает в течение пяти лет в таком-то количестве закупать оборонную продукцию, в таком-то количестве предполагает определенную технику закупать. Какие требования предполагает выдвинуть, в том числе и нацеленные на инновационность, на более продуктивную и более экономную технику.

Это чрезвычайно важно для всех, и для самого государства: планирование, в том числе и цен, и количества, и качества. И, естественно, для бизнеса, который должен понимать, что будет происходить, какого уровня закупки будет государство осуществлять на всех уровнях. Поэтому есть такая стадия планирования.

Второе – это исполнение заказа. И - размещение госзаказа. Естественно, что вот на сегодняшний день, к сожалению, процедуры не позволяют предварительную квалификацию проводить, отсеивать фирмы-однодневки, фирмы-прослойки, которые не являются производителями. Вводится ряд процедур, который позволяет уже проводить предварительную квалификацию, определять тех, кто не является производителем, выдвигать определенные требования к тем, кто претендует на исполнение госзаказа. Это контроль исполнения этого заказа, и конечно, прием и оценка качества, количества и соответствия заказу. Что для бизнеса привлекательно, кроме всех вот этих стадий, это то, что у бизнеса, у общественности есть возможность принимать участие в контроле выполнения этого государственного заказа. Я думаю, что это будет осуществляться через объединение предпринимателей, в том числе таких, как торгово-промышленная палата, система торгово-промышленных палат, потому что у нас есть системы, которые включают в себя 174 палаты на территории Российской Федерации. Есть возможность в этом плане работать. Мы думаем, что мы будем участвовать, как система палаты, в экспертизе того, каким образом реализовывается, какие заявки подаются, каким образом реализовывается и насколько соответствует исполнение заказа в качественном, количественном показателях тому, что размещалось, на что были выделены средства.

Если говорить об оборонном заказе, то есть вещи, которые, несомненно, носят характер секретности. И есть вещи, которые исполняются единственным исполнителем. И в данном случае, конечно, ни о каких конкурсах, так сказать, и тендерах тут речь идти, к сожалению, или, к счастью, не знаю, не может. Потому что есть единственный исполнитель. Никто другой, ну, там, условно говоря, какую-то высокоточную ракету или еще какие-то вещи сделать не может. Есть еще элемент секретности, когда государство должно хранить свои военные секреты и, соответственным образом оно должно в этом плане поступать, чтобы сохранить эти секреты. Но я должен сказать, что огромная доля в оборонном заказе, она не носит ни секретности, и не носит характера единственного исполнителя. Есть огромное количество обмундирования, которое закупается всеми нашими силовыми ведомствами. Это не только министерство обороны. Это обмундирование. Это техника, на которой передвигаются. Она совершенно в открытом режиме покупается. Это питание, которым обеспечиваются все, так сказать, силовики. Ну, по крайней мере, там, министерство обороны, МЧС и многие другие.

Поэтому достаточно много категорий продукции, которая закупается по линии госзаказа, не носящей ни государственных секретов в себе, не несущих, не являющихся, так сказать, там, по исполнению только у кого-то, у одного единственного исполнителя. Потом, есть там конкуренция практически по каждому виду продукции. И это должно на конкурсной основе размещаться, и в принципе, должно быть таким же прозрачным для общественности, как и любой госзаказ, который по гражданской линии размещается. Поэтому, думаю, что здесь будет сочетание и того, что носит секретный характер, это будет в более закрытом режиме происходить, и того, что может приобретаться на открытых торгах, наряду со всеми, и может, и должно, на мой взгляд, торговаться. 

новости по теме

Рост малых:

как новые квоты закупок отразятся на МСП?

Культурный госзаказ

Учреждениям культуры упростят закупки

Соломки не подстелить

Почему МВД не может закупить страховки?

Сократить бумажную волокиту

ФАС хочет упростить госзакупки в строительстве

спецпроекты

Наши партнеры