Стоимость госзаказа в 2012 году составит 13 триллионов рублей

Стоимость госзаказа в 2012 году составит 13 триллионов рублей
16/02/2012 11 : 40

Общий объем государственного и муниципального заказа с учетом госкорпораций и естественных монополий составляет в этом году около 13 триллионов рублей, подсчитали в минэкономразвития. Об этом сообщила вчера глава министерства Эльвира Набиуллина на открытии восьмого Всероссийского форума-выставки \"Госзаказ 2012\"

Сейчас меняются основные факторы экономического роста, так что рассчитывать на внешний спрос проблематично, считает Набиуллина. Но есть внутренний спрос, который и нужно стимулировать, а госсектор, по ее оценке, составляет примерно 20 процентов его объема.

И совершенствование системы госзаказа имеет принципиальное значение. Она, сказала министр, должна отвечать трем основным требованиям: качественное исполнение общественных потребностей, развитие отечественного производства и развитие конкуренции. Чтобы этого достичь, необходимо эффективно управлять всем циклом госзакупок - от планирования до контроля исполнения заказа. Именно для этого минэкономразвития подготовило законопроект о Федеральной контрактной системе (ФКС). Два дня назад министерство обнародовало обновленный вариант этого документа. До конца апреля он должен быть обсужден всеми заинтересованными сторонами, а в мае вновь внесен в правительство.

Как и в первом варианте, предусматривается три этапа жизненного цикла госзакупки. Первый - прогнозирование и планирование. Кстати, уже сейчас с помощью поправок в действующий закон о госзакупках (94-ФЗ) вводятся трехлетние закупочные планы. И 1 апреля заказчики должны их опубликовать.

Второй этап - непосредственное размещение заказа. В этом вопросе принципиальная позиция минэкономики не изменилась, подчеркнула Набиуллина. Заказчик должен получить достаточно широкий набор процедур и способов размещения заказа, при этом его ответственность должна быть усилена. Министерство по-прежнему настаивает и на том, что типовая продукция должна закупаться на открытом электронном аукционе. Для высокосложной продукции предусматривается конкурс с предварительным квалификационным отбором. Госзаказы, связанные с наукой и творчеством, должны вообще проходить двухэтапный конкурс. Кроме того, законопроект предполагает управление рисками. "Экономия - важный фактор, но оборотная ее сторона - ненадлежащее выполнение заказа", - считает министр. И напомнила, что с апреля начинает действовать норма (еще одна поправка, недавно внесенная в 94-ФЗ) - обоснование начальной цены контракта. Но минэкономразвития предлагает пойти дальше и ввести антидемпинговую границу. В новой редакции есть требование: если на торгах начальная цена снижается более чем на 25 процентов, то исполнитель обязан ее обосновать.
Минэкономразвития предлагает ввести налоговые каникулы для новых проектов и освободить от налогов оборудование компаний

Третий этап, или составная часть ФКС, - контроль и аудит исполненных контрактов. Сейчас контроль есть только за процедурами размещения заказа, а обязательного аудита нет вообще. По словам Эльвиры Набиуллиной, аудит - это самый сложный этап ФКС. В министерстве пока еще нет четкого понимания, как это должно работать, поэтому они рассчитывают на помощь Счетной палаты и других экспертов.

Возникает довольно странная ситуация: законопроект о ФКС уже есть и аудит в нем - составная часть, но при этом пока неясно, как это будет работать. В законопроекте лишь утверждается принципиальная норма о необходимости обязательного аудита госзакупок, а подробности, как говорится, письмом, то есть в отсылочных нормах. Кстати, когда законопроект о ФКС обсуждался в Совете Федерации, его концепция была поддержана, сообщила зампредседателя Совета Федерации Светлана Орлова, но участники обсуждения обратили внимание, что в нем много отсылочных норм. По мнению сенаторов, в законе вообще не должно быть отсылочных норм.

Форум будет продолжаться три дня. Набиуллина предложила участникам высказать и конструктивную критику, которая поможет улучшить законопроект. Насчет дискуссии есть сомнения: если в прежние годы минэкономразвития и Федеральная антимонопольная служба проводили такие форумы вместе, и именно на этой площадке общими усилиями двух ведомств рождался 94-ФЗ, то на этот раз среди участников оппонентов министерства замечено не было. На открытие приехал глава ФАС Игорь Артемьев, сказал несколько оптимистичных слов: "все у нас получится", "то, что придет на смену, будет лучше", - и уехал.

Впрочем, в этот же день, выступая на коллегии антимонопольной службы, Игорь Артемьев заявил, что ФАС все-таки надеется снять все разногласия по ФКС, которые возникли у ведомства с минэкономразвития и до июля внести в правительство единый законопроект. "Наши позиции за последнее время сильно сблизились", - констатировал Артемьев. По его словам, тот вариант законопроекта, который минэкономразвития опубликовало недавно на своем сайте, существенно отличается от предыдущего, и к нему у ФАС гораздо меньше претензий. Хотя некоторые разногласия по-прежнему остаются. Напомним, несколько дней назад на "Деловом завтраке" в "РГ" Артемьев заявил, что ФАС подготовила собственный законопроект о ФКС. Он тоже есть на официальном сайте ведомства. 

новости по теме

Назад в будущее:

почему ФГУПы и МУПы возвращаются к 223-ФЗ

Унифицировать и автоматизировать

Участники рынка госзакупок "за", но без перегибов

Госзакупки мимо граждан:

россияне не знают, как защитить свои права

Госкомпании потребуют у МСП сертификаты

Эксперты рассказали о минусах инициативы

спецпроекты

Наши партнеры