Черный список

Черный список
04/12/2017 09 : 36

ФАС расскажет банкам о недобросовестных поставщиках

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) откроет банкам доступ к черному списку поставщиков уже в следующем году. Авторы идеи рассчитывают, что таким образом банки смогут отсеивать потенциальных участников черных схем по освоению бюджета. Эта новелла не решает основные проблемы госзаказа, но может создать новые, опасаются эксперты.

Предполагается, что банки и ФАС будут обмениваться информацией по системе межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), созданной в рамках исполнения закона о госуслугах. Таким образом банки смогут оценивать риски работы с корпоративными клиентами и проверять их операции, считают разработчики. При этом компании смогут оспорить свое включение в черный список недобросовестных поставщиков по госзаказу в суде.

Эксперты, опрошенные Т94, отнеслись к этому нововведению скептически. Непонятно, что банки будут делать с этим списком, говорит генеральный директор ЭТП ГПБ Михаил Константинов. "Это отмывание денег? Нет. Это арест счетов или приостановление деятельности? Нет. Это увеличение для организации из списка кредитной ставки? Далеко не всегда, потому что способность отдать кредит и способность договориться с заказчиком, чтобы не попасть в список, – это совершенно разные вещи", - перечисляет он. По словам эксперта, пока Центробанк не прикажет включать факт попадания в список во внутренние рейтинги, ничего не изменится.

Кроме того, подобная система выявления недобросовестных поставщиков уже существует. "Если мы говорим именно о реестре недобросовестных поставщиков, то такие данные уже сегодня находятся в открытом доступе в Единой информационной системе (ЕИС). Их легко можно найти как через поисковик (первая же ссылка), так и в ЕИС (основное меню - вкладка "Мониторинг, аудит и контроль" - третья строчка вкладки)", - указывает начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев. Эти данные постоянно используются, в том числе как один из поводов для отклонения заявки. Его может включить в документацию и госзаказчик, и госкомпания, поясняет он.

Никаких проблем госзаказа эта новелла не решает, но может создать новые, опасается директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. "Во-первых, компания может попасть в Реестр недобросовестных поставщиков неправомерно: 20% решений ФАС подобного рода обжалуется. Во-вторых, компания может добросовестно выполнить несколько тендеров, "споткнуться" только в одном случае и из-за этого получить проблемы с финансированием,  которые могут привести к ее банкротству", - перечисляет он. Велика опасность, что недобросовестные чиновники могут воспользоваться правом на внесение в Реестр неугодных компаний, что приведет к уменьшению конкуренции, не исключает Ульянов.

"Можно предположить, что эта мера направлена на защиту банков от риска дополнительных взысканий по выданным ими банковским гарантиям в тех случаях, когда поставщик не исполнил надлежащим образом свои обязательства. Вероятно, такие сведения послужат для банков формальным основанием не выдавать недобросовестным поставщикам свои гарантии или выдавать их за повышенную плату", - рассуждает Казанцев. В целом идея полезная, поскольку призвана бороться с теми, кто срывает закупки и поставки. Однако, как справедливо отметил Верховный суд в своём обзоре, посвящённом контрактной системе, от таких действительных нарушителей необходимо отделять тех, кто лишь формально нарушил какую-то отдельную норму Федерального закона № 44-ФЗ и сам же поспешил исправиться, обращает внимание эксперт.

С нарушителями в госзаказе, конечно, надо бороться, и часто в пример приводят зарубежный опыт, но в России большинство нарушений - процессуальные, не имеющие отношения к результату, говорит Ульянов. "Например, компания может построить добротный детский сад в срок, но оказаться нарушителем мелких процессуальных норм. И наоборот, откровенные мошенники, откровенно ворующие бюджетные средства, оказываются в ситуации, когда ФАС "не видит" нарушений", - отмечает он. Еще один минус - фирма может быть зарегистрирована на одних подставных лиц, а после попадания в Реестр реальные бенефициары перерегистрируют ее на других, заключает он.

Автор: Анастасия Смоленская

 

 

новости по теме

Поправки к законам о закупках:

шаг вперед, два назад?

Ко всеобщей выгоде:

как Москва экономит 25%, закупаясь у производителей

Зарегулировали:

в низкой прозрачности закупок виноват гиперконтроль?

Запрет на люксовые авто отклонен

Но купить их чиновники не смогут

спецпроекты

Наши партнеры