Больше заказов малому бизнесу

Больше заказов малому бизнесу
25/10/2017 09 : 27

Готовы ли госкомпании к новым квотам?

С 1 января 2018 г. вводятся новые квоты на закупки у малого и среднего бизнеса. Насколько эффективными оказались уже принятые в целях поддержки малого и среднего бизнеса меры? Готов ли рынок к вступлению в силу новых законодательных требований?

С 1 января 2018 г. будут повышены квоты на закупки у малого и среднего бизнеса. В соответствии со "Стратегией развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года", утвержденной 2 июня 2016 г., для компаний с государственным участием, работающих по 223-ФЗ, доля прямых закупок на специальных торгах у МСП должна составить 15%, а общие квоты на закупки у МСП – 25%. Сегодня эти показатели составляют 10% и 18% соответственно. Госзаказчики, работающие по 44-ФЗ, обязаны закупать у МСП не меньше 15% товаров и услуг от совокупного годового объема закупок.

 

Критерии малого и среднего бизнеса

 

Малый

Средний

Количество работников, чел

до 100

до 250

Выручка в год, млн руб.

до 800

до 2 000

 

По данным "Корпорации МСП", в 2016 г. с 35 651 субъектом МСП было заключено 109 058 договоров на общую сумму 1,511 трлн руб. За период с 1 января по 28 сентября 2017 года с 38 997субъектами МСП заключено 115 164 договора на общую сумму 1,468 трлн руб. Ожидается, что к концу 2017 г. этот показатель достигнет 1,9 трлн руб. При этом средняя доля планируемых прямых закупок на 16 октября 2017 г. составила 29,2%, что почти в 3 раза выше установленной квоты (10%).

Так, доля договоров, заключенных на универсальной торговой платформе "Сбербанк-АСТ" (ТС "Закупки по 223-ФЗ", ТС "Почта России") с МСП, в 2016-2017 гг. составила около 22,4%. В числе основных отраслей – строительные работы, компьютерное, офисное оборудование, офисная мебель, телекоммуникации, информационные технологии, медикаменты и медицинские материалы, оборудование, машины и механизмы, услуги в непроизводственной сфере,  пищевые продукты, напитки, табачные изделия, промышленные и потребительские товары, древесина и продукция деревообработки.

Доля контрактов с МСП на электронной площадке "Сбербанк-АСТ" за тот же период времени составил около 32,5%. Основными направлениями, в которых доля объявленных аукционов для МСП составляет 50% и более, являются:

- бумага, картон, печатная и издательская деятельность; древесина и продукция деревообработки;

- компьютерное, офисное оборудование, офисная мебель, телекоммуникации, информационные технологии; пищевые продукты, напитки, табачные изделия; сельское хозяйство;

- промышленные и потребительские товары; строительные материалы и работы;

- текстиль, текстильные изделия, одежда, обувь, головные уборы, изделия из кожи и ее заменителей, меха;

- электронное, оптическое и радиооборудование;

- аппаратура для записи и воспроизведения изображения и звука.

Так, доля закупок у МСП на электронной торговой площадке "РТС-Тендер" с 1 января 2016 г. по настоящее время составила 43% в стоимостном выражении. Наиболее часто предприятия МСП выигрывают конкурсы по оказанию услуг в сфере строительства (48%), поставки продукции обрабатывающих производств (44%), предоставлению услуг в сфере недвижимости (3%), а также административных и вспомогательных услуг (3%). "Электронные закупки являются реальным инструментом для поддержки малого и среднего бизнеса. Законодательно закрепленные квоты для некрупных компаний в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ составляют более 5 триллионов рублей в год! Заказчики обязаны выполнять данные квоты. Поэтому они заинтересованы, чтобы в их закупках участвовало максимальное количество представителей малого и среднего бизнеса", – говорит Виктор Степанов, президент электронной площадки РТС-тендер.

На торговой площадке "Фабрикант" около 50% контрактов заключается с малыми и средними предприятиями. Наибольший спрос на товары и услуги МСП наблюдается со стороны атомной и судостроительной отраслей – там доля МСП 72% и 53% соответственно. "Рынок государственных и корпоративных закупок является более эффективным механизмом поддержки и развития малого и среднего бизнеса, чем просто разовые субсидии. И введение квот – это один из механизмов, который закладывается государством для формирования условий, позволяющих МСП принимать активное участие в закупках", – считает первый заместитель генерального директора торгового портала «Фабрикант» Мария Семенова.

По ее мнению, для повышения эффективности закупок госкомпаний необходимо ориентироваться на лучшие закупочные практики, уже существующие у крупнейших заказчиков, таких как "Росатом", "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) и др. Например, ОСК – одна из немногих организаций, которая поддерживает российских производителей программного обеспечения, автомобильной, сельскохозяйственной, дорожно-строительной и коммунальной техники, продукции транспортного машиностроения и машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, металлопродукции, нефте - и газохимической продукции. В настоящее время преференции для отечественных производителей иностранного софта действуют только для закупок по 44-ФЗ, а предприятия ОСК распространили их и на свои закупки, тем самым поддерживая программу импортозамещения.

Субъекты малого и среднего предпринимательства составляют более 70% среди 26 тыс. поставщиков, работающих на ЭТП "ТЭК-Торг". Они выигрывают 64,5% от общего числа контрактов, что в денежном выражении почти 11% всего оборота. Наибольший интерес МСП проявляют к заказам на закупку услуг, связанных со спортом, организацией развлечений и отдыха (91,5% из всех заявок) и услуг по производству видео- и аудиоконтента (83,3% от всех заявок). "Для заказчиков, работающих в рамках 223-ФЗ, квоты на закупку у предприятий малого и среднего бизнеса существуют достаточно давно, и пока сохраняется тенденция на их постепенный рост. И это, согласно публикуемой "Корпорацией МСП" статистике, дает положительные результаты", – уверен Дмитрий Сытин, генеральный директор "ТЭК-Торг".

Примерно 60% участников закупок на электронной торговой площадке B2B-Center относится к малому и среднему бизнесу. С начала 2017 г. в рамках закона 223-ФЗ на B2B-Center прошло свыше 15 800 специальных закупок у субъектов МСП. Всего с начала действия квот для малого и среднего бизнеса на площадке состоялось около 42 000 таких закупок. "Компании, которые работают в рамках 223-ФЗ, заключают контракты с малым и средним бизнесом в самых разных сферах, – говорят в B2B-Center. – Чаще всего, они выбирают подрядчиков для строительно-монтажных, ремонтных и земляных работ, а также технического обслуживания транспорта и оборудования. Кроме того, малый и средний бизнес часто является поставщиком строительных материалов, металлургической продукции и электрооборудования".

 

новости по теме

ЭТП на продажу

как изменения закона скажутся на площадках?

Должен? Простим

Поможет ли малому бизнесу списание неустоек?

На что жалуемся?

Эксперты прокомментировали динамику жалоб на торги

Аналитика закупок

С какими заказчиками работают мои конкуренты?

спецпроекты

Наши партнеры