Госзакупки мимо граждан:

Госзакупки мимо граждан:
16/10/2017 11 : 55

россияне не знают, как защитить свои права

Госзакупки так или иначе затрагивают интересы каждого россиянина: без них невозможны были бы ремонт жилищного фонда, строительство дорог, работа государственных поликлиник, больниц, школ, детских садов и других социальных учреждений. Т94 выяснил, насколько граждане осознают роль госзакупок в своей жизни и знают ли они, куда обращаться, столкнувшись с нарушениями.

Первый же вопрос выявил любопытный парадокс: все опрошенные T94 граждане считают, что правильное распределение госбюджета играет огромную роль в жизни государства, но на вопрос о том, влияют ли госзакупки лично на них самих, 86% ответили отрицательно. Уточняющие вопросы подсказали некоторым респондентам правильный ответ, но и тогда увидеть результат бюджетных закупок в окружающей повседневности смогли только 38% из них.

Значительное количество граждан не осознает, что такие привычные, ежедневно происходящие у них на глазах процессы, как ремонт многоквартирных домов и дорог, организация питания в соседней школе, уборка мусора и высадка цветов во дворе и т.д. имеют самое прямое отношение к закупкам государственных и муниципальных учреждений.

Не понимая принципов работы системы, граждане нередко оказываются не в состоянии защитить свои интересы. T94 предложил отвечающим представить ситуацию: в подъезде плановый ремонт, но краска, высыхая, сразу идет трещинами. Мнения о том, куда обращаться, разделились:

- 30% в такой ситуации  обратились бы в управляющую компанию;

- 20% поговорили бы со старшим по подъезду или по дому;

- 20% сразу написали бы жалобу в прокуратуру, причем примерно каждый пятый респондент этой группы не стал бы действовать в одиночку, а привлек бы соседей для составления коллективной жалобы;

- 10% обратились бы в районную администрацию;

- и только 10% привлекли бы Роспотребнадзор.

Оставшиеся 10% и вовсе не стали бы никуда обращаться. "Бюрократия для меня – это ужасно сложно, а тут явно придется как минимум заявление писать, - поясняет менеджер по туризму Александра К. – Лишнего времени обивать пороги у меня нет".

"Наверняка заметит кто-то другой, и может что-нибудь сделает, - соглашается с ней молодая мама в декрете Вика У. – Ходить по инстанциям и чего-то добиваться тяжело, у меня ребенок маленький. Не потащу же я его в управу".

Ни один из респондентов не знал о возможности отправить жалобу о возможности обратиться в Роспотребнадзор и Федеральную антимонопольную службу онлайн, не выходя из дома. Впрочем, приходится признать - не факт, что это знание что-либо серьезно изменило. "Да, по сети может и пожаловалась бы, - без всякой уверенности отвечает Вика У. – Это, по крайней мере, просто. Только не верится, что моя жалоба что-то изменит".

Того же пессимистичного мнения придерживаются и многие из респондентов, выразивших готовность обратиться в различные инстанции: 82% считают, что общественность мало на что может повлиять.

В возможности общественных организаций верит только 10% опрошенных, а о деятельности Общероссийского народного фронта и его проекта "За честные закупки" слышали только 30% участников опроса, причем 20% из них не знает о результатах, которых уже удалось добиться активистам. "А что, правда есть результаты?" - удивляется HR-менеджер Борис Ф.

Впрочем, среди оставшихся 10% попадаются и энтузиасты: "Я считаю, они молодцы, делают важное дело на голом энтузиазме, - говорит студентка Санкт-Петербургского технического университета Алена Д. – Здорово, что в стране есть неравнодушные граждане, которые добиваются своего". Сама Алена, правда, в активисты не рвется: учеба и работа не оставляют времени на борьбу с нарушениями в госторгах. "Да и не разбираюсь я в этом," - добавляет она.

Заключительный вопрос T94 касался непосредственно процедуры торгов и предполагал многовариантный выбор. Обратиться в ФАС по поводу нарушения закупочного законодательства может:

- заказчик

- участник торгов

- третье заинтересованное лицо

- любое юридическое лицо

- любой гражданин РФ

И вновь ответы оказались достаточно неожиданными. Большинство респондентов ответили верно, но никакой уверенности в своей правоте они при этом не испытывали. "Любой?" - не столько отвечает, сколько спрашивает Дмитрий К., старший IT-специалист в компании, относящейся к МСП. "Я считаю, что возможность подать заявление должно быть у каждого. Зря что ли закупки в свободном доступе проходят? Как на самом деле, не знаю, но побуду идеалистом - пусть будет "любой"," - вторит ему заведующая химической лабораторией Людмила С. Того же мнения придерживается 40% респондентов.

Интересно, что из оставшихся 60% целых 20% уверены, что подать жалобу на нарушения на торгах может только заказчик, т.к. он выступает их инициатором. Большая часть этой группы не связана с закупками, но не все. В ходе опроса выяснилось, что двое не знакомых друг с другом респондента из разных городов РФ - логист компании МСП и индивидуальный предприниматель - иногда участвуют в госторгах, но не задумывались о возможности подать жалобу в случае нарушений.

Как показывают цифры, уровень грамотности участников торгов пока что оставляет желать лучшего, несмотря на многочисленные бесплатные курсы и консультации, открывающиеся по всей стране.

новости по теме

ЭТП на продажу

как изменения закона скажутся на площадках?

Должен? Простим

Поможет ли малому бизнесу списание неустоек?

На что жалуемся?

Эксперты прокомментировали динамику жалоб на торги

Аналитика закупок

С какими заказчиками работают мои конкуренты?

спецпроекты

Наши партнеры