В госкомпаниях предпочитают Mercedes

В госкомпаниях предпочитают Mercedes
12/10/2017 09 : 34

Должны ли предприятия отчитываться за дорогие авто?

ОНФ составил так называемый «Индекс расточительности» - рейтинг самых дорогих закупок автомобилей. В рейтинг попали госкомпании и ряд региональных монополий, предоставляющих такие услуги, как водоснабжение или электроэнергию, и существующих за счет платежей от населения. В ОНФ убеждены: данные предприятия должны публично отчитываться о закупках. Между тем, опрошенные Torg94 эксперты заявили, что частные компании имеют право распоряжаться своими деньгами, как захотят.

В рейтинге ОНФ 25 самых дорогих автомобилей, приобретенных госкомпаниями в этом году. Их общая стоимость – 132 млн рублей, на верхних строчках – немецкие и японские машины. Первые три места заняли автомобили марки Mercedes. Так, компания «ВТБ Страхование» заказала себе Mercedes-Benz S-Class S 560 4Matic стоимостью почти 11,3 миллиона рублей. А «Самарская сетевая компания» собиралась купить Mercedes-Benz S-Class S 500 4Matic L за 8,4 миллиона рублей. Второе место по популярности заняла Toyota Land Cruiser. Его стоимость, по данным ОНФ, составляет от 3,4 миллиона до 6,15 миллиона рублей.

Ряд компаний из «Индекса расточительности» ОНФ формально не являются государственными. Это монополии по важнейшим для населения услугам. Представители ОНФ считают, что они обязаны отчитываться о закупках публично - наравне с государственными структурами.

Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев заявил в комментарии порталу Torg94, что покупка дорогого автомобиля госкомпанией может быть темой для расследования. Однако такое расследование должно проводиться только внутри компании.

- Закупки госучреждений и госкомпаний или естественных монополий сильно отличаются. В одно время закупки дорогих автомобилей за счет бюджета было скандальной темой. Это было связано с тем, что покупки производились за счет поступлений из налогов. Однако если мы посмотрим на естественные монополии, то там деньги на покупки формируются не из налогов, а за счет коммерческой деятельности, - отметил эксперт.

По его словам, деньги, заработанные коммерческим путем, контролируются не государством, а руководителями компаний.

- Именно поэтому 223-ФЗ, регулирующий закупки госкорпораций, значительно мягче 44-ФЗ, под который попадают закупки для государственных и муниципальных нужд. Параллели между двумя законами проводить сложно. Там есть принципиальная разница, - отметил Дмитрий Казанцев.

Он подчеркнул, что ужесточения в отношении естественных монополий могут привести к тому, что ряд успешных и рентабельных компаний попадут под излишний контроль.

- Необходимо рассматривать каждый случай отдельно. Надо смотреть, насколько соотносится покупка автомобиля с деятельностью и целями компаний. Иногда дорогая техника и даже представительные автомобили, действительно, необходимы. В самом факте покупки машины за внебюджетные деньги ничего плохого нет, - заключил эксперт.

Генеральный директор "ТЭК-Торг" Дмитрий Сытин  считает, что закупки госкомпаний можно было бы контролировать экономическими методами.

- Надо задавать таким компаниям экономический KPI – ключевые показатели эффективности – который они  должны выполнить. С другой стороны, можно было бы, конечно, и ввести «нормы положенности» на различные социальные блага, вроде автомобилей, - отметил эксперт.

По его мнению, в государственных учреждениях необходимо действовать другими методами. Там можно контролировать закупки, составив так называемые«табели о рангах».

- В «табелях о рангах» должны быть прописаны ранги персонала. Разные должности относятся к разным рангам и у каждой из них - свои привилегии. Кто-то может летать бизнес-классом, кто-то - обладать персональным автомобилем. Такая система часто применяется в западных коммерческих компаниях, - рассказал Дмитрий Сытин.

Эксперт добавил, что составленные ОНФ рейтинги являются «оценочным видом исследования».

- Какая-та компания приобрела микроавтобус «Mercedes». Что это? Излишество или нет – все-таки микроавтобус это транспорт. Кто-то считает, что такая покупка – это дорого, а кто-то, наоборот, что нет, - заключил Дмитрий Сытин.

По словам руководителя Аналитического центра «Интерфакс-ProЗакупки» Георгия Сухадольского, представленный ОНФ рейтинг «сам по себе неплохое начинание».

- ОНФ обращает внимание на факты растраты денежных средств. Большие, необоснованные расходы на предметы роскоши негативно влияют на общественное мнение. В результате складывается негативное отношение и к системам закупок в целом и к деятельности госкомпаний в частности, - отметил эксперт.

По его словам, можно оценивать расходы на предметы роскоши, однако со стороны оценивать объективно вообще все производственные закупки любой организации очень непросто.

- У каждой госкомпании есть стоящие перед ней цели и задачи, поставленные государством. Это может быть, к примеру, обеспечение бесперебойного энергоснабжение, либо достижения максимальной экономической эффективности своей деятельности. И любые расходы надо соотносить именно в приложении к такой цели, насколько они обоснованы и в какой степени способствуют достижению поставленной цели, - подчеркнул эксперт.

Георгий Сухадольский отметил, что выгода от дополнительного общественного контроля за расходованием денежных средств госкомпаниями вряд ли перевесит возможные издержки на такой контроль.

- Расходы госкомпаний и так сегодня контролируются. Помимо ОНФ, существуют советы потребителей, совещательные органы, различные экспертные и общественные советы, - заключил эксперт.

 

Автор: Александр Столяров

новости по теме

Госзакупки по каталогу с декабря

Реально или не очень?

Дьявол в деталях:

ВС рассмотрит различия между 223-ФЗ и 44-ФЗ

Обсуждать или не обсуждать

Рассматривать ли общественным советам акты о закупках?

Назад в будущее:

почему ФГУПы и МУПы возвращаются к 223-ФЗ

спецпроекты

Наши партнеры