Госзакупки становятся проще

Госзакупки становятся проще
13/09/2017 09 : 39

Минфин предлагает упростить планирование

Министерство финансов России выступило с предложением упростить процесс планирования госзакупок. Чиновники пришли к выводу, что при закупках приходится оформлять дублирующие друг друга документы. Нужны ли они, и насколько тщательно должно проводиться планирование, решат в Минфине. Опрошенные порталом Torg94 эксперты согласны, что упрощать планирование закупок необходимо, и видят за предложениями министерства желание сделать работу заказчиков комфортнее.

Госзаказчикам сегодня приходится одновременно составлять два похожих документа – план и план-график. И в том, и в другом документе можно найти перечень закупок, запланированных заказчиком. Отличие лишь в том, что план пишется на три года и содержит только общую информацию о предстоящих закупках.  План-график же составляется на один год, и в него включают больше данных – например, условия закупок. В целом документы составляются с учетом почти четырех десятков параметров. Эксперты утверждают, это чересчур много: можно обойтись и десятью-пятнадцатью параметрами.

В Минфине также идет обсуждение того, как можно изменить планирование: нужно ли два документа и насколько подробные данные должны содержаться в них.

По данным министерства, 300 тыс. зарегистрированных в единой информационной системе заказчиков разместили по итогам первого полугодия этого года 200 тыс. планов закупок и столько же планов-графиков на 2017 год. В этих графиках содержится информация о закупках на сумму 2,74 трлн рублей. Это примерно 40% от годового закупочного плана.

"Минфин предлагает принять мудрое решение, - отметил в комментарии T94 генеральный директор Ассоциации электронных торговых площадок (АЭТП) Илия Димитров. – Чем проще будет процесс планирования в госзакупках, тем лучше. Полностью поддерживаю предложение министерства. Сегодня сложилась очень сложная нормативная база, касающаяся закупок. Некоторые функции в ней дублируются, она в целом не эффективна. Ее надо, конечно, упрощать. От этого выиграют и заказчики, и сами поставщики".

При этом сам процесс планирования госзакупок, безусловно, необходим и полезен для бизнеса, отметил Илия Димитров. "Когда вы встаете утром, вы же планируете день? Теоретически от такого составления графика можно отказаться, но будет очень неудобно," - сказал эксперт.

Член Президиума Генсовета "Деловая Россия", руководитель Комитета по государственно-частному партнерству и развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний Сергей Фахретдинов заявил, что его комитет не раз поднимал вопрос о том, что планы закупок госкомпаний неинформативны для поставщиков. "В них указываются обобщенные позиции, без конкретизации свойств товаров," - пояснил он.

По его словам, инициатива по доработке таких планов – правильная, однако отказываться от долгосрочного планирования тоже нельзя. "Только видя планы заказчика по закупке определенной продукции на несколько лет вперед, поставщик может выстроить собственную стратегию производства, определить необходимые объемы выпуска, инвестировать в модернизацию и расширение рабочих мест," - сказал Сергей Фахретдинов.

По словам генерального директора некоммерческого партнерства "Объединение профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок", руководителя Аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгия Сухадольского, одновременное наличие плана и плана-графика закупок – двух документов, которые приходится составлять госзаказчикам – избыточно.

"Какова цель применения данных документов? В целом одна и та же. Во-первых, качественно и оптимально планировать закупки для того, чтобы приобретать необходимый товар максимально эффективно (например, запланировать, когда продукция будет стоить наименьшие деньги и организовать выгодную закупку). Во-вторых, предварительно информировать поставщиков о своей потребности, чтобы поставщики могли подготовиться. Для достижения этих целей двух документов не нужно, достаточно одного," - сказал эксперт.

По словам Георгия Сухадольского, для упрощения планирования закупок нужен один документ, в котором была бы прописана достаточная информация по планированию на ближайший год, и лишь предварительная прогнозная – на последующие годы.

"Возможно, такое долгосрочное планирование стоит делать не для любой продукции, а применять различные подходы  для разных категорий товаров, работ, услуг. Безусловно, планирование необходимо для долгосрочных проектов, касающихся крупных строек, изготовления станков и оборудования. Завод должен за несколько лет начинать планировать свое производство, за несколько дней это делать нельзя. Однако для закупок ластиков и карандашей в таком долгосрочном планировании нет необходимости," - заключил эксперт.

Автор: Александр Столяров

 

новости по теме

Назад в будущее:

почему ФГУПы и МУПы возвращаются к 223-ФЗ

Унифицировать и автоматизировать

Участники рынка госзакупок "за", но без перегибов

Госзакупки мимо граждан:

россияне не знают, как защитить свои права

Госкомпании потребуют у МСП сертификаты

Эксперты рассказали о минусах инициативы

спецпроекты

Наши партнеры