Нарушений в дорожных госзакупках становится больше

Нарушений в дорожных госзакупках становится больше
08/09/2017 09 : 43

За год – в два раза

 

Мониторинг госзакупок в сфере дорожного строительства провела Федеральная антимонопольная служба РФ. Оказалось, что за I полугодие здесь было более 2 тыс. нарушений. Этот показатель почти в два раза превышает данные за аналогичный период прошлого года. Только ли заказчики виноваты в таких цифрах или есть проблемы в самой контрактной системе по вине ФАС, рассказали эксперты Т94.

В ФАС рассказали, что мониторинг проводился в соответствии с поручением президента РФ Владимира Путина и "дорожной картой" по повышению эффективности расходов на развитие автомобильных дорог общего пользования. Сравнивались данные за периоды с 1 января по 30 июня 2017 г. и с 1 января по 30 июня 2016 г. "Всего за I полугодие нынешнего года было выявлено около 2,2 тыс. нарушений в ходе закупок на дорожное строительство, выдано чуть более тысячи предписаний", - уточнил Рачик Петросян, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы. Он напомнил, что в прошлом году за этот период было выявлено всего 1,2 тыс. нарушений, а выданных предписаний набралось 460.

Чаще всего при проведении электронного аукционов в сфере дорожного строительства заказчики по-прежнему устанавливают излишние требования к описанию объекта закупки, к товарному знаку и техническим характеристикам, а также необоснованно укрупняют лот. В практике ведомства есть ряд дел, где заказчики при проведении аукционов на ремонт или содержание дорог объединяют в один лот десятки не связанных друг с другом дорог, расположенных в разных районах города или целого субъекта.

Кроме этого, были и нарушения на соответствующих закупках в форме открытого конкурса, а именно касающиеся порядка оценки, в котором отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемых участником закупки сведений. Распространенные нарушения на закупках в форме конкурса с ограниченным участием коснулись порядка рассмотрения заявок, в том числе нарушение порядка допуска/недопуска к участию в закупке.

По словам Алексея Ульянова, директора Института повышения конкурентоспособности, нет ничего удивительного в том, что в этой сфере фиксируется много нарушений. Ведь на строительные работы в целом приходится 30-35% всего госзаказа. "Другое дело, что ФАС занимается выявлением процедурных нарушений, поэтому тысячи дел и даже наложенные штрафы не сделают дороги качественнее для пользователей и дешевле для налогоплательщиков. Давно пора сместить акцент с процедурного контроля на контроль финансовый и контроль за результатами", - подчеркнул эксперт. 

Он также добавил, что тысячи нарушений при госзакупках в первую очередь в дорожном строительстве связаны с системными проблемами 44-ФЗ, которые были заложены не кем иным как руководством ФАС. "Это аукционный крен – у нас 60% госзаказа проходит по аукционам, а в развитых странах – 0-5%. А заказывать услуги по строительству на аукционе – вообще нонсенс. Аукцион с его принципом "победитель получает все" породил монополизацию, а за ней и рост стоимости дорог. Разделение лотов или передача части работ на судподряд приветствуется в развитых странах, но у нас ФАС это рассматривает как сговор. Аукционы породили и целый класс недобросовестных посредников, делающих бизнес на срыве торгов, гринмейле и шантаже добросовестных участников, схемах "таран" а теперь и на "аукционных роботах". Начавшиеся развиваться концессии не только ускорили строительство качественных магистралей, но и могли порвать порочный круг, когда низкое качество строительства дорог было на руку исполнителям вследствие необходимости ремонта в дальнейшем. Но тут же концессии оказались под ударом ФАС", - прокомментировал Т94 Алексей Ульянов.

В свою очередь эксперт-практик Центра эффективных закупок Тендеры.ру Кирилл Кузнецов заметил, что сфера дорожного строительства выделяется весьма серьезными суммами контрактов и высокой сложностью подготовки и реализации закупки (от проектной документации до экспертизы и приемки – прим. ред.). Потому и точек влияния на выбор подрядчика и реальную стоимость работ очень много. Что в свою очередь дает возможность проведения недобросовестным заказчиком "своего" подрядчика и получение сверхприбылей.

С другой стороны, Кирилл Кузнецов также отмечает, что система преимущественно аукционного выбора подрядчика несет и значительные риски срыва исполнения контрактов, когда для того, чтобы уложиться в заявленную цену, в жертву приносится качество. Но не допустить подобных горе-претендентов законными способами заказчику сложно. А значит – жалобы и суды.

"Нечеткости и противоречия в законодательстве, высокая сложность подготовки и проведения закупки влечет неумышленные ошибки в работе вполне добросовестных специалистов заказчика, что так же выливается в конфликтные ситуации. Следствием также является привлекательность сферы для "закупочных рейдеров", которые специализируются на обжаловании", - заключил эксперт.

Автор: Ангелина Жукова.

 

новости по теме

Госзакупки мимо граждан:

россияне не знают, как защитить свои права

Госкомпании потребуют у МСП сертификаты

Эксперты рассказали о минусах инициативы

В госкомпаниях предпочитают Mercedes

Должны ли предприятия отчитываться за дорогие авто?

"Молодежка ОНФ": контролеры молодеют

Эксперты настроены скептично

спецпроекты

Наши партнеры