СП: становление системы госзакупок идет медленно и с большими издержками

28/12/2009 13 : 18
СП: становление системы госзакупок идет медленно и с большими издержками

Cоздание эффективной системы закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд является одной из актуальных задач государственного управления в Российской Федерации.




Тем не менее, несмотря на принятие специальных законодательных и других нормативных правовых актов в данной сфере, становление системы государственных закупок идет медленно и с большими издержками, а уровень ее организации остается невысоким.

К такому выводу пришла коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Сергея Степашина, которая рассмотрела результаты проверки выполнения Минооброны России и Росатомом федерального законодательства при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.

Как сообщает пресс-служба Счетной палаты, на коллегии было отмечено, что Федеральный закон №94-ФЗ оказал определенное влияние на практику осуществления закупок продукции органами государственной власти и бюджетными учреждениями, однако, несмотря на то, что менее чем за три года действия в него внесены многочисленные изменения и дополнения, ситуаций, которые не урегулированы данным законом, не стало меньше.

В ходе проверки выявлено, что сложившаяся система ценообразования на вооружения и военную технику носит затратный характер и направлена, прежде всего, на возмещение предприятиям фактических затрат по производству этой продукции, что не способствует снижению цены и эффективному использованию государственных средств.

Кроме того, до настоящего времени не разработан единый классификатор военной продукции, остается нерешенной проблема приведения в соответствие структуры Государственной программы вооружения на 2007-2015 годы и классификации расходов федерального бюджета на ее реализацию. Коллегия решила направить соответствующую аналитическую записку в палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

На заседании коллегии был также рассмотрен вопрос об эффективности действующего законодательства по обеспечению конкуренции при проведении конкурсов и заключении госконтрактов по результатам проверок, проведенных Счетной палатой в таможенных органах и бюджетных учреждениях, подведомственных Федеральной таможенной службе.

Было отмечено, что Федеральный закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в целом эффективно обеспечивает гласность и прозрачность размещения заказов, экономное использование средств федерального бюджета и средств из внебюджетных источников, привлечение к участию в размещении заказов физических и юридических лиц.

Вместе с тем, проведенный анализ выявил ряд проблем законодательного и правоприминительного характера, негативно сказывающихся на эффективности расходования бюджетных средств. Таким образом, для обеспечения прозрачности процедур закупок и снижения коррупционных рисков, требуется не только ужесточение контроля и усиление ответственности за нарушение порядка осуществления государственных закупок, но и совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок.

Так, законодательством Российской Федерации о размещении заказов не предусмотрено применение государственными заказчиками единой терминологии при определении в извещении о проведении торгов предмета государственного контракта, что усложняет возможность нахождения поставщиками информации о проводимых торгах и их предмете на официальном сайте. Кроме того, не закреплен порядок расчета начальной цены контракта в сфере государственных закупок.

Также в материалах, представленных на Коллегии, отмечается, что заключение длительных государственных контрактов на поставку топлива может привести к неэкономному расходованию бюджетных средств в случае снижения цен или при неисполнении поставщиком своих обязательств в случае значительного их роста.

Кроме того, контракты на аренду помещений заключаются государственными заказчиками без проведения торгов, поскольку отношения, связанные с арендой недвижимого имущества не являются предметом регулирования Федерального закона №94-ФЗ, что несет в себе значительные коррупционные риски.

По этому вопросу Коллегия также решила направить аналитическую записку в Минэкономразвития России, ФСБ России и палаты Федерального Собрания Российской Федерации.
 

новости по теме

ФАС подтвердила картельный сговор между компаниями Пригожина

Контракты ушли компаниям без опыта заказанных работ.

На территорию вокруг стадиона "Нижний Новгород" выделили более 400 млн руб.

Там разместят парковку, зону аккредитации и тенты.

"Толмачево" реконструируют за 120 млн руб.

За работы заплатит акционер.

спецпроекты

Наши партнеры