На пути к введению обязательных электронных аукционов

19/07/2010 20 : 36
На пути к введению обязательных электронных аукционов

На семинаре в Ленинградской областной торгово-промышленной палате 16 июля ведущие эксперты попытались разъяснить поставщикам и заказчикам порядок проведения электронных аукционов.




До повсеместного введения в России системы электронных аукционов осталось практически полгода (обязательными они станут с января 2011 года. — Ред.), однако предстоящее нововведение уже сейчас вызывает множество вопросов и у государственных и муниципальных заказчиков, и у поставщиков. Надежды, которые возлагают эксперты на электронные аукционы, могут просто-напросто столкнуться с незнанием данной системы участниками торгов. На семинаре в Ленинградской областной торгово-промышленной палате 16 июля ведущие эксперты попытались разъяснить поставщикам и заказчикам порядок проведения электронных аукционов.

Эксперт по госзакупкам и консультант ряда федеральных целевых программ и проектов Всемирного банка Оксана Емцова рассказала, что электронная документация отличается от существующей сейчас бумажной. Теперь не надо указывать реквизиты, а также составлять форму заполнения для поставщиков. Создавая конкурсную документацию для электронного аукциона, заказчик может указать товарный знак, отметила лектор. "Но ни в коем случае не модель, не наименование производителя, не страну происхождения", — предостерегла она. Так, заказывая воду, можно написать "Bon Aqua" (или эквивалент), но не ее производителя "Coca-Cola". Плюс товарного знака в конкурсной документации, по ее словам, в том, что это позволяет участнику аукциона понять, что хочет заказчик, и быстрее ориентироваться в ассортименте. "Но не забывайте про техзадание. У нас заказчик обычно считает, что, указав товарный знак, может его и не составлять", — подчеркнула Емцова. Она отметила, что для того, чтобы в итоге получить качественную продукцию, как раз необходимо подробно написать техническое задание.

С повсеместным введением электронных аукционов обязательным будет наличие электронной цифровой подписи (ЭЦП). Как заметила Оксана Емцова, заказчикам ее получить значительно легче: необходимо только подать заявку в федеральное казначейство, где ЭЦП им будет выдана бесплатно. Лектор лишь добавила, что одной ЭЦП будет мало. Поставщикам же придется заплатить за ЭЦП. Получить ее участники смогут в одном из удостоверяющих центров (у каждой электронной площадки, предназначенной для аукционов, существуют свои центры). Как сообщил сотрудник удостоверяющего центра "ЦентрИнформ" Максим Демеш, минимальная цена сертификата ЭЦП — 2900 рублей за год. Универсальный же ключ обойдется поставщикам от 6900 до 9400 рублей. Представитель электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" Олег Щеглов заверил, что ЭЦП облегчит документооборот, а также предотвратит возможные подделки документов. Лекторы также напомнили, что для работы с ЭЦП на компьютере должно быть установлено лицензионное программное обеспечение. Будущим участникам электронных торгов Оксана Емцова посоветовала также иметь запасной компьютер и альтернативный источник интернета.

Получив свою ЭЦП, поставщики и заказчики смогут зарегистрироваться на электронных площадках. Напомним, что для электронных торгов 25 января 2010 года были выбраны такие площадки, как ООО "Индексное агентство РТС", ЗАО "ММВБ — Информационные технологии", ЗАО "Сбербанк — Автоматизированная система торгов", ОАО "Единая электронная торговая площадка" (Москва) и ФГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан". Правда, как попасть заказчику на площадку, в законе никаким образом не прописано, подчеркнула Оксана Емцова. А сколько времени занимает регистрация, по ее словам, не написано и на сайте. Поставщики, в свою очередь, должны пройти аккредитацию за 30 дней. Данная аккредитация будет действовать в течение трех лет, правда за три месяца до окончания срока поставщик уже не сможет участвовать в аукционе.

Рассказала эксперт по госзакупкам Оксана Емцова и о коротких аукционах. По ее словам, они станут альтернативой запросам котировок, которые рано или поздно планируется отменить. Такие аукционы будут проводиться по закупкам на сумму не более 3 миллионов. На подготовку заявки на участие в коротких аукционах поставщикам будет дано 7 дней, отметила лектор. Контракт же будет подписан через 22 дня после объявления аукциона.

Введение электронных аукционов изменит и порядок ответа заказчиков на вопросы поставщиков, сообщила Емцова. У заказчика будет всего два календарных дня на ответ. "Но нигде не сказано, что он должен быть по существу, оператор просто зафиксирует файлообмен", — пояснила эксперт.

  Говоря непосредственно о самой процедуре электронного аукциона, Оксана Емцова заметила, что длиться она может бесконечно. "Я помню электронный аукцион, который длился в течение двух дней", — рассказала она и напомнила, что торговаться можно только через шаг. "О том, что вы являетесь текущим победителем, скажет звездочка около вашего имени", — объяснила лектор. Олег Щеглов также рассказал, что на сайте площадки будут опубликованы все допущенные и отклоненные участники аукциона и кто какую сумму предложил. "Если в электронном аукционе никто не принял участие, он объявляется повторно либо заказчик заключает соглашение с каким-нибудь поставщиком на рынке", — добавил он. 

новости по теме

спецпроекты

Наши партнеры